СВОЛОЧИ:ни любви, ни тоски, ни жалости
«Сволочи», 2006
По повести Владимира Кунина
Режиссёр: Александр Атанесян
Сценарий: Владимир Кунин, Александр Атанесян
Художник-постановщик: Максим Фесюн
Оператор: Дмитрий Яшонков
Композитор: Аркадий Укупник
Художник по гриму: Елена Фомичева
Монтаж: Уильям Шарф, Чавдар Гергиев
В ролях: Андрей Панин, Андрей Краско, Саша Головин, Серёжа Рыченков.
Вокруг «Сволочей» за последнее время успел развиться какой-то непонятный простому человеку чуть ли не международный скандал на тему того, кто и как написал эту историю, готовили или не готовили, были такие лагеря у нас, а может они были у немцев, и имеют ли право создатели фильма на художественный вымысел, и претендуют или не претендуют они на историческую правду, и кто там кого в итоге очернил, и причём тут архивы спецслужб — разобраться в этих хитросплетениях нынче сможет разве что очень заинтересованный в познавательном процессе человек.
Режиссёр Александр Атанесян снял историю о подготовительном лагере для юных диверсантов из числа малолетних уголовников, которым по суровым законам военного времени за тяжкие преступления грозит высшая мера социальной защиты — расстрел. В горный спецштрафбат по лагерям собирают таких же инструкторов, окружают подходы к лагерю подразделениями НКВД и начинают подготовку, основной целью которой служит создание мобильных альпийских отрядов для нападения на труднодоступные немецкие горные базы.
Собственно, если отбросить реалии вроде малолетних сиротских банд и многократно повторённой фразы «смыть кровью» — перед нами предстаёт образец традиционного жанра военно-подготовительного кино, только на месте элитного подразделения морских пехотинцев оказывается заведение полулагерного типа, а на месте лысой Джейн оказываются тринадцати-четырнадцатилетние уголовники, готовые в общем-то на что угодно, только не на службу родине.
И самое сложное, с чего нужно было начать — это выстроить мир детской преступности, со своими, совсем не детскими, но и отличающимися от взрослых преступников законами, показать этот узкий мирок, и отдельных людей внутри него. Ещё сложнее — этот мир преподнести зрителю так, чтобы не пережать, не устроить чернуху сверх меры, жестокость сверх необходимого.
И во многом эта неординарная задача была авторами фильма выполнена — где коротким злым матерком, где долгим взглядом в упор, говорящем не о начале юной жизни, а уже о её скором конце, к которому всё и идёт.
Да, Панин и Краско замечательно играют «отцов солдатам», суровых, но справедливых, два мальчика-главных героя тоже играют более чем хорошо, но уж больно странные речи они все произносят и больно странные дела делают — большую часть времени персонажи курят под гитару, травят друг другу жизненные байки, и где тут чистилище для малолетних зверёнышей, готовых вцепиться друг другу в глотки, понять и разглядеть не удаётся.
И опять же, невынужденные сценарные огрехи вынуждены заглаживать оператор с монтажёром (обе работы — весьма и весьма интересные, сильные), специалисты по спецгриму и пиротехнике — стараются как никогда, музыкальные композиции Аркадия Укупника не дают зрителю расплываться мысию по древу, удерживают внимание, как и положено триллеру. Но всё равно, не хватает многого — деталей, взаимоотношений, многомерности. Взявшаяся ниоткуда дружба двух пацанов так и остаётся взявшейся ниоткуда, а песня Вертинского просто вязнет на зубах. Суть и смысл спецподготовки всё так же остаются непонятными, что такого должны были делать дети, чего не смогли бы взрослые?
Сам фильм вы можете взять по адресу ftp://area54.net.ru/Shares/Other%20Video/
Приятного просмотра.