|
Поместил: Hawk | Дата: 31.08.2009 22:56 | Рейтинг: 7.83 (6) |
Сообщить другу | Оценить файл |
Grave of the Fireflies [1988]火垂るの墓Могила светлячковПроизводство: Япония Жанр: драма, историяТип: Полнометражный фильм88 мин. Премьера: 16.04.1988 Режиссёр: Такахата Исао Сценарист: Носака Акиюки Список серий для онлайн просмотра: * * если MP4 не проигрывается, попробуйте конвертировать! Краткое содержание:Молодой парень по имени Сэйта и его маленькая сестренка Сэцуко остались одни - их родители погибли. Сэйта пытается наладить нормальную жизнь - но одна его ошибка ведет к ужасной катастрофе... Фильм основан на автобиографическом романе Носаки. Послевоенные воспоминания не давали писателю жить, и он решил их описать. Книга «Могила светлячков» считается классикой японской литературы, посвящённой Второй мировой войне. Справка: 01. Фильм создан на базе одноименного автобиографического романа. Сюжет построен на реальных событиях. Автор романа Носака Акиюки также потерял сестру во время войны. 02. Этот фильм создавался исключительно «Ghibli», так как ни «Disney», ни компания Токумы Ясуёси в этом проекте не участвовали. 03. Чтобы подобрать детей на роль Сэцуко и Сэйты, Такахата отправился в Кобэ. Там он и нашел пятилетнюю Сирайси Аяно, которая впоследствии исполнила одну из главных ролей. Ответ на вопрос, почему Такахата искал актеров именно в этой провинции, заключается, вероятно, в том, что он искал актеров с голосовым акцентом именно этого региона, так как тут и происходит все действие фильма. 04. Фильм «Могила светлячков» был выпущен одновременно с « Тоторо» Хаяо Миядзаки и вместе с ним продавался для показа в японских школах (как часть программы исторического и эстетического воспитания). Субтитры:   Встроенные: Отсутствуют   Внешние: Русские (*.srt)DVDRip! Присутствуют две звуковые дорожки: Русская и Японская~**--> Предоставил для портала: DRAYGNIR <--**~ ""Тварь я дрожащая или право имею?" (ну в данном случае право высказать своё мнение), если не являюсь "образованным кинокритиком" - вопрос адресую к комментатору Елене Арисаве. Буду считать, что разрешение получено ^_^
Первый раз смотрела этот фильм давно, с тех пор запомнилось лишь одно - слёзы, мои. Человеческая память - штука необычайно интересная: мы можем запоминать абсолютно ненужные и незначительные вещи и при этом забывать что-то очень важное, а ещё бывает из памяти либо напрочь стираются, либо навсегда отпечатываются моменты, которые действительно сильно потрясли. Наверное поэтому, второй раз я смотрела "Светлячков" будто в первый. Но теперь я уже не плакала, и не потому, что не хотелось, просто с самых первых секунд где-то в груди что-то сжалось; и от этого невышедшего чувства на душе стало ещё горьче, чем от тех пролитых слёз.
Дети, пострадавшие от войны? Нет, скорее все люди столкнувшиеся с этой адской машиной, перемалывающей их жизни и судьбы по своему усмотрению. Ведь помимо брата и сестры мы видим и других героев, а точнее то, что с ними сделало это время. Если раньше тётя просто завидовала богатству своих родственников, то сейчас, когда еды может не хватить даже самым близким и она с племянниками в равном положении, у неё один принцип - "кто не работает, тот не ест". И её можно понять: в первую очередь она должна думать о себе и своей дочери. Теперь тётя видит в племянниках лишь обузу, воспринимая отказ Сэйты от работы, как прихоть избалованного мальчишки. Фермер, продававший раньше продукты, т.к. их было много и он мог себе это позволить, теперь отказывает детям, ведь ему самому должно хватить. Мы всегда помогаем окружающим до тех пор, пока это не ущемляет в чём-либо нас самих или наших близких, особенно если это касается вопроса выживания. На войне люди часто становятся волками-одиночками: "спешить делать добро" это, конечно, похвально, но альтруизм обычно куда-то исчезает, когда на кону стоит жизнь.
Почему Сэйта не пошёл работать? Почему его поступки кажутся нелепыми? Тут уже звучал ответ на эти вопросы - он был всего лишь ребёнком, который так и не смог "повзрослеть", даже лишившись родителей на этой войне. Сэйта ушёл от тёти, так как хотел сделать счастливее Сэцуко - это не поступок взрослого человека, ведь понятно, что тут, даже у таких скверных родственников, у неё было бы больше шансов выжить. Не смог он осознать и своей неправоты тогда, когда стал вором, мародёром - не спрашивал он себя, как бы поступил отец, для него это действительно была игра. Но Сэцуко умерла, с её смертью закончилась и эта игра. А Такахата, наверное, сделал небольшой "подарок" герою, не дав ему выжить. Война слишком сильно сжала свои ладони...
Шедевров в мировом искусстве много, как признанных, так и неизвестных, как подлинных, так и несправедливо вознесённых на Олимп. Но что по сравнению с ними истинные чувства и переживания человека, его воспоминания, в праве ли мы судить их и вешать ярлык "бездарности" или "шедевра-на-все-времена"? Лишь одному человеку известно, что он хотел сказать, написав книгу (то ли переполняющее чувство вины, то ли крик боли, а, может, это всё ради денег, или же ...). И так же лишь одному человеку известно, что он хотел сказать, экранизируя эту книгу...
Так вот и я не буду вешать тот или иной ярлык, но 10/10 поставлю." Страшно браться за рецензию на вещь такого масштаба, как «Могила светлячков». Не из-за темы, которая сама по себе предмет исторических исследований, не из-за статуса фильма, присвоенного ему изначально в стране создания. В нем соединилось так много, что даже определение «шедевр» применять кажется недостаточным.
Мне не с чем сравнить эту работу Такахаты в анимации, и не стоит, гораздо важнее понять, чем задевает «Могила светлячков» тех, кто ее посмотрел впервые, и тех, кто решился пересмотреть еще раз. Люди высказываются, зачастую определяя свою гражданскую позицию, а при обсуждении аниме такое случается крайне редко.
Везде, где делаются попытки обсуждать «Могилу светлячков», все сводится к двум основным темам:
- война и историческая справедливость - главный герой и его мораль
У многих из нас, воспитанных в советской школе и на ее обломках, при обсуждении темы войны всегда возникает вопрос о справедливых и несправедливых войнах, кто все начал, и кто, собственно, виноват. Многие зрители не могут отойти от этих стереотипов и уходят от главного, на чем акцентировались авторы фильма: не о войне рассказать через детей, а о детях – через войну. И уж совсем неуместны монологи о вине Японии в собственных бедах, о справедливом возмездии, etc.
Теперь о поведении главного героя. Многих задел поступок Сэйты: по какому праву он обрек сестру на верную смерть от голода и болезни, почему ушел от тетки, пусть и ворчливой. В гордости ли дело?
Давайте посмотрим на его поведение с другой стороны.
Сэйта работал, когда еще была жива мать, поэтому несправедливо обвинять его в лентяйстве. Если бы речь шла только о том, чтобы бездельничать, любой мальчишка ушел бы один, без обузы, которой неизбежно являлась маленькая девочка. Он ушел ради нее, неосознанно стремясь продлить ее беззаботное детство единственным доступным способом – игрой.
Все дети играют. Игра – не просто развлечение, как думают многие взрослые, совершенно забыв свое детство. Для ребенка после шести лет игра превращается из способа освоения окружающей действительности в применение этих знаний. Ролевые игры становятся преобладающими - «дочки-матери» для девочек, а война или казаки-разбойники для мальчиков. Но всем интересна имитация независимой и самостоятельной жизни. Кто из нас в детстве не заводил убежище из старых досок, натаскивая в него всякого бесценного хлама?
Игра в «шалаш» стала для Сэйты не только способом укрыть сестру от жестокой действительности, но и воплощением собственной жизненной позиции. Оставшись без матери, он почувствовал себя мужчиной, обязанным, прежде всего, охранять женщину. Вероятно, таким был его отец; мальчик пытался в игре спроецировать его поведение, но у жизни свои правила. Сэцуко слишком мала, чтобы отличать условное от действительного, даже умирая, она приготовила из грязи что-то вроде онигири, до конца справившись с ролью образцовой японской женщины.
Игра в самостоятельную жизнь была обречена заранее, в фильме не говорится прямо, но родной город автора повести находился не так чтобы очень далеко от Нагасаки, если детей задело радиационной волной, то они умерли бы рано или поздно.
В критических условиях зачастую модели поведения, которыми мы обычно пользуемся, перестают действовать, тогда остается только то, что заложено в качестве основы. Забота и защита – вот основной мотив поведения Сэйты, заложенный родителями. Он по-своему сберег ее от жизни, полной тяжелого труда и унижений, осознания сиротства.
И, наконец, о том, мимо чего нельзя пройти, о чем нужно сказать: качество исполнения фильма. Оно великолепно. Посмотрите, как плачет Сэцуко: все движения повторяют мимику и жесты маленького ребенка до мельчайших подробностей, как она морщит носик перед тем, как заплакать, как мнется, когда хочет спросить что-то. Понимаю, что персонажи рисовались с живых детей, но многие ли аниматоры решались на такое?
Анимация, как театр или опера, напичканы условностями, которые зритель изначально принимает и уже не будет возмущаться тем, что партию юной девушки исполняет примадонна весьма зрелых лет и форм. Мы соглашаемся с деформациями, так как они выполняют функцию эмоционального фона. Но в «Могиле светлячков» все до боли естественно, и нет никаких условностей, отвлекающих внимание. По моему, весьма субъективному мнению, это один из очень немногих фильмов из Страны Восходящего солнца, в которой графика и содержание в равной степени заслуживают определения «сокровище мировой анимации».
И, напоследок, о том, с чего обычно начинается аниме – о названии. В японской поэтической традиции светлячки означают радость и веселье: «… И безлунный мрак радует глаза, когда друг мимо друга носятся бесчисленные светлячки…» (Сэй Сенагон). Разве не чудо, когда в сомкнутых ладонях сияет собственным светом маленький жучок? Светлячки связаны с образами детства на старинных рисунках, где изображены мальчики, ловящие крохотные огоньки.
Носака Акиюки придал старому символу новое значение.
Сэйта и Сэцуко – всего лишь маленькие насекомые, в которых, несмотря на тяготы войны, сияет свет детства. Они не могут жить, не играя, и в этой игре их единственное спасение. Но век светлячков короток, они быстро гаснут… Такие хрупкие, если сжать в ладонях чуть сильнее. Вот и ответ на вопрос Сэцуко: «Почему светлячки так быстро умирают?» © Яна З., 2006.08.12 (www.world-art.ru) |
|
Files 1.1 for RUNCMS rewrited by Hawk for Area54 |
|
|
- Генерация страницы: 0.07457 секунд | 36 Запросов + 0 в кеше
| 108 Файлов: 688.46 КБ | HTML: 55.13 КБ - |