玉座の王の声が血の通った闇に溶け合う、「壊されすべてが台無しになっても、我らはいつまで待つのであろうな。。。。果たして、現れるのであろうか?その真実を伝えるに足る資格を持っている者ならば、自らで見いだすであろう。。。。」
Голос Повелителя на троне таял во тьме, в которой словно пульсировала кровь: «Даже если всё разрушенное обратится в ничто, до тех пор нам ждать... Он действительно придёт? Если это тот, кто достаточно способен, чтобы передать ему истину, то, видимо, он разберётся во всём сам…»
Акита Ёсинобу, «Волшебник-воин Орфен: бродячее путешествие»
Этот вносящий новое на экран 2-й сезон можно рекомендовать к просмотру не только тем, кто посмотрел его 1-й сезон, так как с точки зрения общей истории c ранобэ 2-й сезон имеет свою самостоятельную ценность, и он самый таинственный – одни Небожители чего стоят. Создание обоих сезонов ремейка аниме показывает, что предназначение, которое закладывалось так давно, в «традиционной» Японии важно и сейчас (все (без пропуска) тома ранобэ-оригинала к этому 2-му сезону вышли ещё до появления аниме Волшебник-воин Орфен [ТВ-1] 1998 года).
ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
СЮЖЕТ. В центре сюжета аниме взрослый, но всё ещё молодой магический воин-боевик Орфен; он, не страшась проклятья, которое исполнит само Время, не как иностранный агрессор, а как иностранный специалист готов поучаствовать в благотворном государственном перевороте по открытию закрытой страны от самоизоляции внешнему миру по сделке с одной из сторон, чтобы мирно получить там доступ в храм с ключом к разрушению континента и встретиться в храме с неродной, но очень близкой ему девушкой Азалией. Азалия намерена постичь в храме посмертное наследие могущественнейшего путешественника во времени – её общего с Орфеном наставника. Но с самого начала сражённый навыками Орфена «Дьявол» закладывает мину, которая столкнёт Орфена и Азалию в использовании этого наследия, и, вопреки достигнутому молодыми людьми пониманию, в результате пробуждённых событий всё, о чём они знали, и судьба того, как жили эти герои и народы и расы континента, меняется в одночасье. В вынужденном конфликте Орфен и Азалия действуют как единство противоположностей – краткосрочное решение Азалии и долгосрочное решение Орфена, и удаётся временно предотвратить катастрофу. Но Орфен теряет Азалию и надеется её найти, став единственным преемником своего наставника, обладающим информацией о том, что нужно делать.
Из-за профессиональной деятельности героев развитие аниме авантюрное, энергичное и нескучное, герои не раздражают и действуют со своей сложной мотивацией. В финале герои занимаются задачей, требующей предельного интеллектуального напряжения. Как и в 1-м сезоне, бои продуманы с точки зрения логики, и их итоги всегда обоснованы и неслучайны. Серии скомпонованы так, чтобы сохранить интерес требовательного к экшену зрителя от 1-й до последней серии на протяжении всего сезона. Лишнего нет – всё сплетается в единую картину для сюжета. Герои действуют по своей инициативе, каждый сам достигает заданной цели, жёсткие ситуации не допускают от героев наивного поведения. Действие аниме происходит в своём мире со своей системой ценностей, потому ОЯШей нет, нет ОЯШей любого возраста, и похожих на них тоже нет. В то же время мотивация отрицательных персонажей обширна, «карикатурных» злодеев нет – возможно, поэтому их взялись озвучивать недешёвые сэйю. Познания и целеустремлённость отрицательных персонажей вызывают определённое уважение. Госпереворот, где свергаемый лидер, которого всё предали, обращается к реальному в тех условиях божественному проклятию, поучителен, и взгляд на госпереворот такого типа через глаза соучастника – главного героя-иностранца (Орфена) – вполне новаторский в аниме, если это даже решили подчеркнуть названием эндинга «Марионеточный государственный переворот». Романтика присутствует, отношения между Орфеном и дочерью богатого семейства Клио Эверластинг продолжают развиваться из 1-го сезона, но теперь на всё налагаются обновлённые углубляющиеся отношения Орфена и Азалии. В то же время подросток Мэджик, который расстался со своей первой влюблёностью жрицей Фиэной в 1-м сезоне, продолжает испытывать наказуемое влечение к Клио Эверластинг, и в одной из комедийных ситуаций своего парня из Мэджика делает сама Клио, чтобы из боязни утратить столь приятную и разумную девушку, как жёлтая блондинка Клио, Орфен обратил внимание на неё и отвлёкся от другой девушки; опасения Клио пока были беспочвенны, ведь в 1-м сезоне ради Клио Орфен был готов победить любого, если придётся (согласно его мнению). Клио Эверластинг растёт в своём отношении к Орфену, быть с которым она хочет всегда, несмотря ни на что, а Орфен растёт в доверии к ней. Мэджик как подмастерье Орфена в начале сезона сомневается, не зря ли он платит наставнику Орфену деньги за обучения, но, конечно, не зря: в сезоне Мэджик развивается и извлекает несколько важных жизненных уроков из обучения (в том числе бою), самих боёв (в которых побеждает тех, у кого нет таких навыков и способностей, как у него) и отношений с героями-иностранцами. Азалия частично искупает свою вину за действия в 1-м сезоне, её устремление склоняет чашу весов в многовековом противостоянии; Азалия занимается самопожертвованием поистине континентальных последствий.
В связи с выходом 2-го сезона вышли и выйдут новые тома ранобэ в Японии, а в англоязычных странах начался выход второй части ранобэ. Ранобэ о жизни Орфена в возрасте от 4 до 43 лет известно и развивается уже почти 27 лет, выпустив миллионы экземляров.
В книге «Современная аллегория и фэнтези: риторические позиции современного письма» английская исследовательница Лайонет Хантер рассматривает мнения о возможном влиянии книг фэнтези на сознание людей в разделах «Теории фэнтези как политики» и «Теории фэнтези как власти»; а в 2020 году в британском издательстве Routledge вышла книга о таких же возможностях японской манги. Наверное, поэтому переводчики аниме на английский язык заменили некоторые японские слова «Волшебника-воина Орфена» на западные и близкие понятия, чтобы он был ну хоть чуть-чуть немножко больше похож на западные произведения. Но, конечно, им далеко до крутизны изменений 80-х в «Навсикае» Миядзаки с целью выиграть в рейтинге.
Разумное по логике аниме поведение продуманных героев, как и в 1-м сезоне, происходит по сложным траекториям сценариста Рэйко Ёсиды, самая знаменитая работа со сценарием Ёсиды «Вайолет Эвергарден» недавно номинирована на 44-ю премию Японской киноакадемии. Рэйко Ёсида даёт о себе знать, так как любит, видимо, для любой целевой аудитории, чтобы даже мелкие поступки героев могли быть объяснены с помощью такой мотивации, которая могла бы появиться у людей в реальном мире. МИР/ЛОР АНИМЕ: лор проработанно представлен, и за многими фэнтезийными компонентами лора аниме угадываются аллегории (иносказания) на свойства человека и человеческого общества. Но вдобавок лор аниме не противопоставляет себя (на уровне реальных значений явлений) философским и современным космологическим представлениям и древним мифологическим архетипам (первообразам). Благодаря этому лор остаётся в рамках здравого смысла из опыта различных народов, и угадывается подтекст, который объяснит связь с нашим миром. По сути Богиня Судьбы – это «инкарнация» Времени, а Время не может быть ни на чьей стороне. «Небожители покорили Настоящее, боялись Прошлого, но упустили из виду Будущее», – поэтому Богиня Судьбы отняла у них будущее. Это поняла Истершива и направила сильнейшего Чайлдмана Паудерфилда, наставника Орфена, из прошлого в будущее с наказом ему самому также позаботиться о наследниках его дела. О госпоже Истершивы, ставшей её противницей и побудившей миссию Чайлдмана, Основательнице «в рясе» Ориоуру: Основатели познали законы мироздания, но их власть уподобилась божественной и стала вечной – поэтому Богиня-Время пришла и за ними. Как и создатель их мира, Барьер в аниме называется Аируманкар. Если Ориоуру уйдёт за пределы мироздания, поддерживать Барьер будет некому? Героям лучше поскорее понять, чего хочет Богиня на самом деле, ибо даже Дьявол вряд ли сможет победить Время.
Режиссер сезона Такаюки Хамана уже больше 32 лет занимается аниме и известен сёнэнами, как, например, «Принц тенниса». О создателе аниме, известной в Японии 45 лет студии Дин (Studio Deen), хорошо говорит то, что её сёнэн-аниме получило главный приз в категории «Аниме» в 9-й премии за оригинальную программу от Японской ассоциации спутникового вещания, и она рекомендует, что продвигать и показывать, более 80 спутниковым компаниям Японии.
Важной темой аниме являются отношения иерархии и подчинения, ограниченные моралью. По завету своей наставницы Истершивы наставник Чайлдман взращивал Орфена и Азалию как надежду на будущее. Орфен брал только хорошее, как думал Орфен сам, и стал иной личностью, чем хотел наставник; Азалия не понимала наставника, хоть и стала объектом любви Чайлдмана и его самопожертвования в 1-м сезоне. А теперь молодым людям необходимо, но очень сложно разобраться в делах покойного наставника. Но истинный наследник Чайлдмана не должен быть одинок и должен заинтересовать последователей, за что Орфену было отдано предпочтение перед Азалией в испытании 2-й серии. Поэтому Орфен и Азалия дополняют друг друга: основательное, системное и долгосрочное решение Орфена разобраться с теми, кто создал Барьер, дополняется рьяным порывом Азалии с тактическим союзом с той, кто реально является их антагонистом, – морально уставшая от бессмертной борьбы Ориуру благодаря Азалии получает соблазн переложить часть ответственности на новую молодую подчинённую, и это временно склоняет установившийся баланс сил системы в пользу смертных людей.
В аниме есть представители двух обществ. В одном обществе люди верят в свои способности с рождения и развивают их, потому что их общество ждёт от них этого. В другом обществе люди верят, что с рождения способностей у них нет, и развивать ничего не нужно; тогда это общество впадает в зависимость от тех его представителей, кто развивает свои способности. Также на личных примерах Орфена и Мэджика аниме рассматривает веру в результат своих действий в личной, а может быть, и в духовной плоскости. Для Мэджика вера в себя приносит победу в бою и успешное лечение. Орфен в одной из серий показывает свой настрой сопротивляться смерти, несмотря ни на что, и возникшая в конце преграда обрушивается им же на неприятеля.
Аниме затрагивает и другие темы. Существуют ли границы допустимого у человеческого познания? Если всплыла неудобная информация, что в обществе будут делать? Если произошла трагедия, в каких направлениях человек может измениться после этого? Как отнесутся к этому человеку близкие – поддержат или будут опасаться, что подобное произойдёт вновь? Не захотят ли недруги воспользоваться этой трагедией, чтобы подавлять человека?
Трейлеры дадут представления об опрятной графике и анимации в этом аниме, но, самостоятельно изучив оба сезона покадрово, я могу сказать, что во 2-м сезоне несколько больше ключевых кадров, которые можно было бы ожидать увидеть скорее в аниме сэйнэн, чем сёнэн. В особенности это касается боя Орфена с Нэймом – этот бой должен был продемонстрировать важный психологический момент, и для придания чувства весомости создатели выполнили его весьма колоритно. Азалия, которая должна целовать Орфена, тоже явно похорошела в этом сезоне. Из музыки мне на этот раз запомнилась тема новой геройской героини Мэдхен Амик, а опенинг и эндинг мне понравились больше, чем в 1-м сезоне, хотя исполнители те же. Возможно, бóльший масштаб истории вдохновил их в бóльшей степени.
Опенинг «Свет справедливости» исполнил сэйю Орфена Сётаро Морикубо:
https://www.youtube.com/watch?v=Zy2z5L7mtM4Озвучка от организации, которая занималась «Коносубой», «Гуррен Лаганн» и другими известными аниме, была такой же качественной, как и в 1-м сезоне. Орфена в сезоне снова озвучивал Сётаро Морикубо (также известен как Шикамару Нара из «Наруто» 2000-х годов). Голос взрослого человека соответствует Орфену. В интервью Сётаро Морикубо, у которого пока нет внуков, желал 43-летнему женатому Орфену внуков – он и дальше хочет озвучивать Орфена. Сэйю Ёсиюки Симодзума не очень известен, но его герой Ментор Смерти Салуа Солюд, который был и в 1-м сезоне, в этом сезоне развернулся как очень разносторонний творческий молодой человек, патриот, который жаждет своей самоизолировавшейся стране открыться миру и как можно скорее расцвести. Сэйю Акари Кито (известна как Нэдзуко, сестра Тандзиро из «Клинка, рассекающего демонов» – абсолютного победителя в номинации для аниме 44-й премии Японской киноакадемии) красноречиво озвучивала Ментора Смерти Мэдхен Амик – очень приятную и внешне, и по поведению героиню, которая преодолела страх внешнего мира из-за самоизоляции её страны. Мэдхен Амик доблестная, умеет отстаивать свои интересы, в течение аниме, особенно в конце, есть намёки на её романтическое будущее с Салуа Солюдом. Сэйю Томокадзу Сугита (известен как главный герой Гинтоки Саката из «Гинтамы», ГГ Кён из «Харухи Судзумии» ) озвучивал Верховного Ментора Смерти Куо. Куовадис Патэр – военизированный лидер и один из немногих, кто оказался способен освоить совершенно чуждый своей стране вид деятельности. Куовадис Патэр – такой человек, который, несмотря на смерть сына и на то, что все выступили против него, смог завершить всё так, как он считает нужным из своего жизненного опыта. Сэйю Маая Сакамото (известна как ГГ Хитоми Кандзаки из «Видения Эскафлона», очень плодотворная сэйю с сотнями работ, исполнительница множества опенингов и эндингов, сенатор Падмэ Амидала из японской озвучки «Звёздных Войн») озвучила коварную заместительницу Куо Ментора Смерти Карлотту Маузен, которая сумела повернуть всё так, чтобы стать главной выгодополучательницей государственного переворота сезона. Другой плодовитый лауреат 15-й премии сэйю за поддерживающую роль Розваля Л. Мейзерса в Re:Zero, который также может быть известен ролью Зика Егера из «Атаки Титанов», Такэхито Коясу уже озвучивал двух врагов Орфена в сезонах 1998 и 1999 годов, и в этом 2-м сезоне возвращается как сильно влияющий на Орфена враг Ментор Смерти Нэйм. Нэйм – самый боеспособный, но наиболее несчастный, покинутый судьбой Ментор Смерти, поэтому неудивительно, что он готов пожертвовать жизнью ради своей самоизолировавшейся страны и добыть голову Орфена. Сэйю этих Менторов Смерти оказались известными настолько, что, когда они все разом решили присоединиться ко 2-му сезону, это стало поводом для новостей в Японии и США.
Власть – это наркотик. Кто почувствовал его, играя одного из сёгунов Токугава в одном из кинофильмов, готов озвучить роль правителя с ужасающим телом, на которую не позарился никто из более известных анимешных сэйю, даже несмотря на самую высочайшую должность. Речь о Народоспасителе Рамонирокку, тома ранобэ про него в одном итальянском интернет-магазине даже почему-то поместили в отдел «Религиозно-историческая литература». Мне понравилось, что в аниме не забыли визуально показать историю Рамонирокку о том, что он действительно когда-то был обычным человеком. Если быть обычным человеком, а стать вот таким? Это большое потрясение, которое во многом обусловило мироощущение этого всё никак не решающегося умереть персонажа… «О Богиня, не мучай меня больше, не мучай…»
Гномы Вулкан и Дортин выполнили свою эпохальную задачу проследить судьбу Мирового Фолианта и, вопреки стремлению Азалии скрыть от Орфена Фолиант, нашли этот обгоревший Фолиант. Священник Лапуанто Солюд (брат Салуа Солюда) олицетворяет человека, который добросовестно занимается своим трудом и со своей картиной мира порядочного человека становится жертвой авантюрных личностей, чуть только он задумывается о том, что что-то не так. Ментор Смерти в отставке Ореиру Саридон является человеком, который хочет сидеть на двух стульях, – на словах отрицает своё участие и поддерживает традицию, а на самом деле не препятствует и живо интересуется изменением ситуации в стране. Кроме своей грустной истории служанка Рамонирокку Анастасия, выражая страх о судьбе Нэйма в одной из серий, придаёт объёмность не только себе как девушке, но и этому Ментору Смерти Нэйму, для подробной историй о романтической стороне жизни которого в остальном аниме, конечно, не предназначено. Другие ученики Чайлдмана Паудерфилда – Хартия, Форте, Летиция, Комикурон, Коргон – хоть и появились эпизодически, но вдобавок к их функции для рассказа Азалии в 10-й серии благодаря им зрители, которые взялись смотреть со 2-го сезона 2021 года, примерно могут понять, что было с Орфеном раньше. Те же, кто смотрел 1-й сезон, от этих героев могут увидеть оценку действий Азалии и Орфена людьми их внутреннего круга. В память о павшем Комикуроне этот сезон, как и 1-й сезон, ещё раз подтверждает, что Комикурон был влюблён в Летицию, – таким образом, все три старших ученика (Форте, Коргон, Комикурон) были влюблены в эту красивую девушку из 1-го сезона, а младший Хартия в 1-м сезоне влюбился в девушку своего возраста. Изощрённость и своеобразие мышления Небожителей «а-ля мистерия» символизирует целое подразделение андроидов разного размера и калибра, красноречие которых тоже озвучивали какие-то сэйю, и с которыми сражались Орфен, Мэджик, Клио, Мэдхен и детёныш Глубокого Дракона Леки (Леки наконец-то раскрыл свою корыстную «шпионскую» суть для Святилища Драконов).
Осторожно, спойлер!СПОЙЛЕРЫ. Укрупнённая структура серий с перспективы Орфена. В 1-й серии Орфен получает предложение от иностранки, жительницы земли, куда он следует за Азалией; Орфен прорывается и его впускают туда, где пройдёт его тайное испытание, куда не смогла войти Азалия, и во 2-й серии Орфен искусством боя пройдёт испытание и узнает тайну, неведомую никому, в том числе Азалии. В 3-й серии оговариваются условия вступления в иностранный город, где есть враждебный лидер, и путники отправляются; Орфен узнаёт о сражении своего покойного наставника с враждебным лидером в городе, куда ему нужно попасть; однако жертва в конце серии меняет всё. В 4-й серии из-за отклонения в первоначальном плане Орфен меняет траекторию и после непродолжительного боя спускается под землю. В 5-й серии состоится агрессивный переломный момент, который меняет жизнь Орфена в сезоне. В 6-й серии Орфен сталкивается с последствиями, а на него оказывается массированное давление таинственной силой. В 7-й серии Орфен осознаёт ужас ситуации из-за воздействия таинственной силы, и серия раскрывает наследие его путешествовавшего сквозь время наставника, которое Орфену предстоит получить. В 8-й серии Орфен встречается с Азалией, и происходит сражение с враждебным лидером у места назначения; наносится низменный удар в спину; Рамонирокку ступает на жестокий путь. В 9-й серии герои перегруппировываются, провоцируя жертвы, а Орфен и Азалия оба вступают в контакт с могущественнейшей силой, который обоим позволит думать о себе как о наследниках своего наставника; Азалия неоценимо помогает Орфену; Рамонирокку разоблачён. В 10-й серии Орфен и Азалия разбираются в целях и средстве их достижения; герои сталкиваются с врагами, узнают правду от Рамонирокку, которая меняет всё, в том числе для враждебного лидера, и благодаря этому и тому, что Орфен преодолел во 2-й серии, только Орфен, а не Азалия, может получить наследие их наставника. Орфен успешно разгадывает ключ к восстановлению. Азалия оказывается при смерти, и начинается сражение. В 11-й серии Орфен альтернативно обрушивается на Рамонирокку, все объединяются против враждебного лидера, и этот противник наставника Орфена повержен, но он высвобождает силу, которая может уничтожить весь континент и больше. Орфен и Азалия спорят, как поступить. Долгосрочное решение Орфена дополняется краткосрочным решением Азалии, которая объединяется с противником и форсирует красивое и героическое решение, которое помогает склонить чашу весов в пользу людей сейчас, но лишит систему одной из опор в будущем, как видно из количества тех, кто участвовал в создании Барьера. Орфену, обладающему истинной информацией от наставника, придётся с этим бороться уже без Азалии, но с надеждой её вернуть. Орфен и Азалия проявили себя и дополнили друг друга. КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ.
Сложно было ожидать, что создатели изберут рассказать историю так отважно и «на злобу дня», особенно после мягких формулировок сезонов 1998 года и 1999 года, которые выходили в гораздо более благоприятное время, в значительно более благоприятных внешних условиях (можно даже сказать «мягчайшие сезоны-1998 и 1999»). Из комедийного 2-го сезона 1999 года достаточно сравнить неглавную историю «чайного императора» Буонопарте (подобно Куовадису, он тоже не позволял Орфену узнать другую тайну Небожителей) с острой историей свергаемого Куовадиса Патэра, который всех погонял во 2-м сезоне 2021 года.
Эта смелость создателей аниме нашла своих сторонников и противников.
Любопытно и то, что во 2-м сезоне по сюжету перед Орфеном возникает также и тема, которая сегодня продолжает не давать покоя современным исследователям на страницах известного научного журнала Nature.
Создатели соблюли смысловую завершённость сезона, но Мирового Фолианта, который Орфен дальше должен воссоздать с известного ему языка Небожителей, в ранобэ уже нет, а в этом 2-м сезоне Фолиант не захотел сгорать до конца. Это стало возможным благодаря похвально амбициозному продвижению создателей аниме вперёд. Будем надеяться, что около какого-либо нового юбилея франшизы выпустят третий сезон.