Nodame Cantabile [2007]のだめカンタービレНодамэ Кантабиле (первый сезон)Производство: Япония Жанр: комедия, повседневность, романтика, сёдзёТип: ТВ (0 эп.), 25 мин. Трансляция: c 12.01.2007 по 29.06.2007 Выпуск в 00:45 [ночной сеанс] на Fuji TV Режиссёр: Касай Кэнъити Снято по манге: Нодамэ Кантабиле Автор оригинала: Ниномия Томоко Список серий для онлайн просмотра: * * если MP4 не проигрывается, попробуйте конвертировать! Краткое содержание:Синъити Тиаки – невероятно одарённый скрипач, мечтающий о карьере дирижёра, но дикий страх перед самолётами (и пароходами) не даёт ему отправиться на учёбу в Европу. В музыкальной академии он звезда и мечта всех девушек (и не только), но сам Тиаки думает лишь о том, как достичь большего мастерства. Мэгуми Нода тоже прославилась – как безалаберная и ленивая студентка, не умеющая даже нормально играть по нотам. Однако есть в её игре что-то такое, что заставило придирчивого Тиаки обратить внимание на эту странную девушку… «Надамэ Кантабиле» – самое музыкальное аниме, влюбляющее в классику и в звучание симфонического оркестра. Основа сюжета – профессиональное развитие музыкантов, а также история одного молодого симфонического оркестра, каждая серия посвящена тому или иному произведению, композитору, особенностям исполнения, инструменту и так далее. Здесь затронуты проблемы таланта и карьеры, раскрыты многие «технические» вопросы, при этом сериал остаётся и жизненным, и смешным, в нём нашлось место драматическим и пародийным моментам. Но главное – музыка, которая способна стать смыслом жизни. © Расселл Д. Джонс, World Art Справка:1. Данный сериал - часть известного блока передач Noitamina (ノイタミナ, Animation наоборот), транслировавшегося на телеканале Fuji TV после полуночи. Целевой аудиторией программы являются преимущественно девушки и молодые женщины. 2. Субтитры: Встроенные: Нет Внешние: Русские (*.ass)!!!Рекомендуются кодеки с поддержкой DirectVobSub!!!720p! Присутствуют две звуковые дорожки: Русская (наложенный) и Японская. "Нодаме Кантабиле. Волна успеха после показа, топ5 на 4 позиции множество недель - все это Нодаме Кантабиле... только вот есть ли в том заслуга Нодаме? или все-таки - Кантабиле правит бал ? Кантабиле - это понятно. Это классическая музыка, фраки, полутемный зрительский зал... Что же такое это "Нодаме" ? попробуем разобраться.
Итак - начнем с того, что Нодаме - это девушка. Притом - классическая яндере (всплывет этот момент, не волнуйтесь). Т.е. -полная противоположность "цундере", столь частой гостьи в наших (и не только) широтах. Вполне себе яндере при том своеобычная - с гроздью тараканов в голове и абсолютной оторванностью от жизни. Но противоположности притягиваются - и вот этой вечно грязной и неопрятной личности на пути встречается ГГ - полная противоположность (кстати - цундере, что не оригинально), тоже с приличествующими случаю тараканами. Вот тут и начинается - что вы думали ? Романтика ? Драма? Нет, увы. И даже не комедия - фарс. Про то, как человеку для того, чтобы стать виртуозом во всем нужно только покрепче сжать зубы и сказать (а лучше - заорать (можно про себя)) "Я СМОГУ!!!" И у него тут же все получится. В том числе - и любовь. Ага. Ведь если присмотреться - что нас ждет в те моменты, когда утихает музыка ? Нудные наполнители из шуток второго сорта, как осетр в столь обласканной Булгаковым устами Воланда, кафешке, куча начатых и оборванных сюжетных линий ,куда летят второстепенные персонажи, не раскрытые и на малую толику, не канонические, а именно - штампованные - яндере и цундере в роли ГГ с однозначным, навсегда втиснутыми в гроб стандартов развитием. Даже прекрасная музыка - суть - "попса" от классики. Самые легкие для восприятия произведения, затертые в музыкальном мире до абсолютного блеска. Ведь если вставить что посложнее - обыватель рискует не понять.
У меня есть брат - да, вот такая сложная у меня судьба. Что характерно - младший... 12 лет он учиться на дирижера. Владеет инструментом... Неплохо относится к аниме. Произведения, звучащие в аниме он знает наизусть. И может их дирижировать - т.е. - волшебного воздействия они на него не имеют. Запомните - это всплывет. Как - то раз он попросил меня что-нибудь посмотреть. Я предложил ему "Нодаме Кантабиле" - просто под рукой ничего не было больше. Через несколько серии он стер аниме со своего жесткого диска и попросил что-нибудь другое. На мой вопрос - а что такое - ответ был прост: "Знаешь, я досмотрел до того момента, когда он стал, типа дирижер... Когда он виртуозно играл на рояле (хотя и вещь, которую учат не в консерватории, а в музыкальной школе.. притом - в самом начале), меня не коробило.. Когда он взял в руки скрипку и вирутозно исполнил на ней произведение - меня слегка перекосило, но и это я проглотил... Но когда он на коленке писал партитуру для оркестра, а потом просто пришел и стал дирижировать - этого я не вынес". И правда - человек 12 лет учился, самообразовывался, буквально жил музыкой - и только-только получил представление о дирижировании. Про то ,чтобы писать партитуры оркестру он ,кстати, и не задумывается. Не та специальность... К слову - для тех, кто не очень хорошо разбирается в предмете - это примерно как если бы Вы не только был профи в IT, но ещё и писали бы статьй, посвещенные Египетской культуре начала XIIв д.н.э., параллельно прекрасно разбираясь в цитологии и защищая научные диссертации на тему движения тела Х1987655-bis в солнечной системе в период с 18 по 20 век н.э.
Дальше были объяснения про оркестр, из которых следовало то, что ни при каких условиях этот оркестр играть не может - особенно - смычковые, взмахи коих нам столь любят показывать в сценах с CG. Авторы позиционировали аниме, как на 60% (я скажу - на 95%) состоящее из музыки - однако даже не удосужились минимально проработать реалистичность. А тут вам не меха - летаю, как хочу, потому, что будущее. Тут вам вполне себе суровая реальность. С суровой действительностью.
От себя же могу добавить (как от почитателя жанра "романтика/драма") что никакой новизны в сюжете "романтической" составляющей нет. И не только новизны... Скорее - не пахнет там и следом творчества. Пахнет цехом, где подобные поделки лепят со скоростью в 300 штук/сутки. А и правда - зачем ? Ведь у нас есть прекрасная музыка! И зачарованный Брамсом и Рахманиновым, зритель не сможет разглядеть все нелепости, недоделки и ляпы, которых в этом аниме горы - что тут уж греха таить...
Так что же в сухом остатке ? А в сухом остатке - если мы отбросим музыку, к коей авторы аниме не имеют ни малейшего отношения (даже набор этих композиций можно сделать , открыв любую страничку симфонического/филармонического оркестра в сети и посмотрев, что они дают ДО серьезных произведений... для разогрева... Или что они исполняют чаще всего) - остается: - фоновую лавстори... Именно так - лавстори тут фон к музыке, а не наоборот, со слашавым, вязнущим в зубах, как старая ириска, финалам в угоду публике, - типичнейших представителей цундере/яндере - их клепают сейчас, наверное, все ремесленники Японии на потребу - зритель любит копаться в чужих тараканах.. Особенно - когда знает заранее, откуда они взялись и как разрешаются, - не отличающихся здравым смыслом и расчетом действия ГГ - нам подавали его, как профессионального музыканта, который больше всего на свете любит музыку и жизнь посветил ей - тем нелепее видится его поступки в конце сериала, - кучу начатых и оборванных в никуда сюжетных линий второстепенных персонажей, - штамповку на тему - горячие источники/фестиваль/прочаяшкольная мура... Притом - посмотрите, как то же самое сделано в Торадора! Все это есть - но не тащиться уныло, а старается найти интересные моменты в том, что уже заезженно до двухметровой колеи (т.е. - не является "штамповкой", а является "каноном"... Стоит различать предметы, да ?"), - и конечно же - куда же без этого в сенене - ГГ, будчи неудачником, собирающий силы в кулак и с воплем сверхзвуковой тональности берущий все мыслимые и немыслимые пределы усилием воли.
В итоге - авторы , поставив на музыку - выиграли. Только нет в том вины авторов. Нет в том вины Нодаме... А есть только кантабиле - певучий и вечный, пока остались на земле люди , у которых есть хоть крупица возможности восхищаться прекраснйо музыкой, проверенной поколениями.
Музыка - 10/10
Аниме - 3/10
Резюме: лучше сходите послушать классику в живую... Или , если нет возможности - послушайте в записи... Вы получите гораздо больше удовольствия." В первую очередь, необходимо признать: у этого сериала самый лучший саундтрек всех времён и народов – практически, одни шедевры. Признанные классики мировой музыки трудились над произведениями, которые звучат здесь. Моцарт, Лист, Шопен, Бах, Рахманинов – каждый из них вложился по максимуму… и разве принципиально важно, что свои этюды, опусы и кантаты они создавали задолго до появления аниме и, собственно, телевидения? Когда музыка написана, она принадлежит всем и каждому. Можно думать о создателе и пытаться угадать авторский замысел, а можно просто играть или слушать. И снимать аниме по манге, посвящённой симфоническому оркестру из Японии, которая, в отличие от Франции или Австрии, отнюдь не является страной классической музыки.
Не часто встретишь подобную честность: в открытую признать, что твоя страна – не центр вселенной, и без возможности учиться в Вене и Париже при всех своих талантах ты всегда будешь плестись в хвосте. Максимальное удаление от популярной фантастики, где «судьба мира решается здесь и сейчас», но при этом расширение пространства до масштабов всего мира. А как иначе, если в обязательную программу входят произведения людей, чьи имена не запишешь иероглифами, только катаканой? Герои «Нодамэ Кантабиле» – не просто японцы, но японцы-музыканты и японцы-ученики, обязанные вначале освоить всё, что придумано другими, и только потом привносить что-то своё. Видимо, это первая и самая тяжёлая жертва, на которую ещё не каждый способен – забыть о рвущейся наружу естественности, переступить через «хочу по-своему». И всё ради любви к музыке.
Пускай эта страсть начинается с «насилия» – когда пятилетнему малышу дают в руки скрипку и прогоняют через обязательную пытку гаммами. Все эти виолончелисты и флейтисты похожи на спортсменов, сначала побеждающих собственную лень и неуверенность, а уже потом – конкурентов на конкурсах. И если для кого-то победа важна сама по себе, большинство продолжают хранить верность предмету своих чувств.
Как и подобает тематическому аниме, «Нодамэ Кантабиле» не выходит за пределы своей области, но поскольку в центре повествования музыка, приходится решать синкретическую проблему, ведь музыка с трудом поддаётся словам или краскам. Любая картинка будет лишь иллюстрацией к звучанию, любые слова – не более чем пояснением. Можно только посочувствовать нелёгкому труду музыкальных критиков, которые ломают голову над новыми способами передать чувства искушённого слушателя – а порой крадут метафоры у классиков литературы.
Правда, таких немного – способных с полузвука отличит скрипку от альта. Для обычного человека принципиальная разница между «до» и «фа» понятна в том только случае, если его когда-то в детстве пытались загнать, с тем или иным успехом, в музыкальную школу. Порой очень жалко, что не можешь оценить, насколько профессионально играют музыканты «Особого оркестра Штреземана», тем более что вопросы профессионализма занимают важное место в сюжете. В некоторых эпизодах смотреть «Нодамэ Кантабиле» – это всё равно что слушать разговоры специалистов, когда понимаешь только каждое третье слово и послушно внимаешь признанным мэтрам.
Впрочем, японцы – во всех отношениях музыкальный народ. Именно в Японии изобрели караоке, чтобы приобщаться к прекрасному после пары кружек пива. Даже виолончелисты и флейтисты ходят в караоке-бары, правда, не все это любят… И пускай многие студенты консерватории Momogaoka вместо карьеры «по специальности» выбирают более обыденные занятия, стремление к чему-то возвышенному и неподвластному точным определениям присуще даже случайному прохожему, что услышал звуки рояля и остановился послушать, забыв о своих делах.
Музыка, и особенно классическая, да ещё в хорошем исполнении, пробуждает чувства и выражает то, что бессильны передать слова и краски, она подобна эмпатии, когда душа свободно и бесстрашно открывает себя миру. Музыка – словно творческий порыв, доступный каждому, это любовь, без которой невозможно жить, воспоминания о счастье и самые сокровенные желания.
Однако «Нодамэ Кантабиле» лишён любовной и творческой усложнённости «Мёда и клевера», о котором часто вспоминают, описывая этот сериал. Пастельные тона, мягкость линий и другие приметы стиля Симамуры Хидэкадзу вкупе с местом действия и студентами могут запутать и даже разочаровать. Кажется, что «Нодамэ Кантабиле» проще и даже примитивнее, здесь меньше героев, а их проблемы в чём-то близки спортивному или производственному аниме. Как управлять командой, как понимать людей, как бороться со своими страхами – не самые редкие проблемы, но и не самые скучные, если их правильно приготовить и не переусердствовать с приправами из морали и шуток.
Сюжет можно пересказать в нескольких словах: молодой, но страшно талантливый дирижёр Синъити Тиаки учится дирижировать, а влюблённая в него молодая, очевидно одарённая, но при этом больная на всю голову пианистка Мэгуми Нода, она же Нодамэ, учится играть на рояле. Играть на нервах окружающих эти два «уникума» умеют в совершенстве.
Фигуры расставляются уже в первой серии, определяется накал страстей и чувств, и первое «гябууу!!» прозвучит тогда же. Характеры будут развиваться, не слишком уклоняясь от правдоподобия, история заскользит по партитуре, соблюдая законы композиции, которые одинаковы и в аниме, и в музыке: завязка, развитие, кульминация (она здесь практически всегда совпадает с исполнением того или иного музыкального произведения) и финал. Предсказуемо, как семь нот. Напевно, весело, местами дико смешно, но не только.
Есть один нюанс, объясняющий эту кажущуюся упрощённость, довесок, уравновешивающий юмор ситуаций и лёгкость сюжета: основное действие «Нодамэ Кантабиле» разворачивается вокруг классической музыки и способах её исполнения.
Для внимательного и вдумчивого зрителя здесь хватает сложности, потому что наравне с голосами сэйю в этом аниме «работают» другие, менее узнаваемые голоса рояля, скрипки, гобоя, ударных. В какой-то момент музыка становится главным героем, а все остальные – второстепенными. И 3D-анимация на сей раз служит не магии или технологиям, но более привычной и вместе с тем невероятно утончённой задаче: перебор пальцев по клавишам и струнам, синхронный напор смычков – всё это околдовывает не меньше, чем собственно звучание.
Двадцать три мастер-класса классической музыки, двадцать три истории исполнения – двадцать три объяснения того, зачем вообще нужно тратить свою жизнь на гаммы и этюды. И россыпь прекрасных метафор, в центре которых – человек и его инструмент, человек и его талант, музыка и тот, кто вдыхает в неё жизнь.
Научиться играть – значит, овладеть, победа невозможна без понимания противника, но чем больше ты разбираешься в тонкостях и нюансах, тем ближе инструмент, или человек, или своё собственное сердце. Кто-то играет по правилам, кто-то – на слух, выразительно, ярко и настолько индивидуально, что приходится играть и жить одному. И как оркестр – это не только инструменты, но и люди (прописная истина, о которой легко забыть!), так и помимо её величества музыки есть ещё повседневность, дела семейные, разные таракашки и комплексы, смена времён года и человеческих чувств, влажность погоды и влажные щёки влюблённых скрипачек.
«Нодамэ Кантабиле» можно просто просмотреть и прослушать, не вдумываясь, – или, напротив, различить в нём каждую ноту, оценить точность реприз и насладиться прекрасным финалом. Прекрасно исполненное напевное аниме, после которого нетрудно влюбиться в классическую музыку. И она уже не покажется слишком «сложной», особенно когда за роялем закоренелая отаку с четвёртый день не мытой головой опять играет в нарушение всех правил, присочиняя от себя – потому что очень хочется наполнить эту музыку своей душой. |