Planetes [2004]プラネテスСтранникиПроизводство: Япония Жанр: драма, комедия, повседневность, фантастикаТип: ТВ (26 эп.), 25 мин. Премьера: с 04.10.2003 по 17.04.2004 Выпуск в 08:05 [утренний сеанс] на NHK-BS2 Режиссёр: Танигути Горо Снято по манге: Странники Автор оригинала: Юкимура Макото Список серий для онлайн просмотра: * * если MP4 не проигрывается, попробуйте конвертировать! Краткое содержание: 2070 год Освоение космоса в самом разгаре, но кроме выгод оно приносит и проблемы… Сможет ли человечество освоить Солнечную систему целиком или так и останется в пределах Луны и ближайших планет? Да и нужны ли сейчас человечеству проблемы освоения космоса, не лучше ли навести порядок на Земле? Мариины сыны вне срока. И рока сломана печать, А Марфины сыны - глубоко и безнадежно любят мать Она была страшна во злобе и даже с Господом груба. А сыновья ее подобья; их ждут работа и борьба.Здесь и далее Р.Киплинг «Марфины сыны»(перевод В. Топорова)
Этот сериал любят сравнивать с фантастикой 60х годов. В самом деле, где еще увидишь такое аккуратное соблюдение законов физики, такое серьезное отношение к технике и технологическому процессу, такую проработку деталей космического быта? В аниме - нигде (кроме, разве что, «Крыльев Хоннеамиз»), да и в литературе к настоящему времени этот подход себя исчерпал. Поэтому уже само по себе художественное решение обеспечивает «Странникам» зрительские симпатии и популярность. Аниме, где космос выбран местом действия не ради зрелищности и не ради абстрагирования от реалий сегодняшнего дня, а ради него самого, ради наших планов на ближайшее будущее, ради романтики покорения Солнечной системы - разумеется, это немыслимая экзотика и безусловное must see. Однако, строго говоря, это еще не фантастика.
Фантастическое произведение есть мысленный эксперимент над героями, который невозможно провести средствами реализма. Столкновение с неведомым, внезапно обретенные возможности, «революционные» научные открытия, попадание героев в экзотические обстоятельства - ни одной из этих стандартных фабульных завязок в «Странниках» нет. Нет и социального моделирования: мир, показанный в сериале, не является ни утопией, ни антиутопией, это просто небольшая экстраполяция текущего положения дел. Фантастикой ближнего прицела это тоже назвать нельзя - все-таки героями здесь остаются люди, а не техника будущего. Словом, это не фантастика вовсе, а повседневность, волею автора перенесенная с грешной земли на орбиту и на 70 лет в будущее. Зачем понадобился этот перенос?
Дело в том, что кроме места и времени действия есть еще одна вешь, которая роднит этот сериал с НФ золотого века и почти не встречается в других аниме. Это та специфическая идеология индустриального общества на подъеме, идеология прогресса и экспансии, которая во время оно делала космическую гонку чем-то большим, чем просто отработка военных технологий и полигон для узкоспециальных научных исследований. В рамках ее стремление к новым горизонтам ценно само по себе, а интерес к проблемам завтрашнего дня так же естественнен, как и к самым насущным делам дня сегодняшнего. Собственно, из этого интереса выросла фантастика как жанр; и фантастика необходима, чтобы реализовать эту идеологию в художественном произведении: с тех пор, как миновала эпоха Великих Географических Открытий, ее носителям тесно на Земле.
Они умеют двигать горы и осушать иной поток. Для их всегдашнего напора пик высочайший невысок. Они, сровняв холмов вершины, там разбивают пышный сад - И в нем, не ведая кручины, сыны Марии кротко спят.
Герои PLANETES - сотрудники самой обыкновенной транснациональной корпорации, космос для них - это в первую очередь промысел. Работа сборщиков орбитального мусора - рутинная, непрестижная, опасная - является основой сюжета и главным источником интриги. В этом смысле авторам удалось невозможное: почти не вводя в повествование то, что в просторечии именуется «экшн» - стрельбу, войну, погони, сделать его по-настоящему увлекательным, не впутывая героев в неразрешимые конфликты трагического масштаба, сделать качаственную драму и вывести действо к счастливой развязке, не вызывая у зрителя «синдрома Станиславского».
Содержание сериала вполне описывается словом «повседневность», но эта повседневность изображена на удивление красиво, весело и захватывающе. Такой маленький штрих: ни в одном аниме до этого я не видела такой красивой и реалистичной отрисовки лиц. Красивее - видела, реалистичнее - видела, но так, чтобы то и другое сразу, с передачей расовых черт, с отражением характера - не условно-архетипического, а живого, с уникальной фактурой... нет, нигде больше. Благодаря этому а также благодаря сложной разветвленной композиции сериала даже второстепенные его герои становятся интересными запоминающимися личностями, каждый со своей неповтоимой судьбой, характером, мировоззрением.
Действие начинается с коротких бытовых историй из жизни стажерки (привет Стругацким) Танабэ Ай, ее старшего товарища Хатимаки, их коллег по отделу Юрия Михайлова, Фии Кармайкл, Рави Арвинда, их коллег по «Техноре»... а, все равно всех сейчас не перечислить. Поначалу это выглядит несколько легкомысленно и не вполне достоверно, но ближе к середине сценарные шероховатости выравниваются, темы серий становятся более серьезными, отдельные штрихи складываются в сюжетные линии, судьбы отдельных людей - в события исторического масштаба.
Притом, популярный анимешный прием - вложить судьбу мира в руки одного человека (даже необязательно закомлексованного японского школьника, просто: одного главного героя) здесь не употребляется. Напротив, весьма реалистично показана мера влияния отдельного человека на окружающую действительность (и она не так уж мала, как можно подумать). Не боги, не цари и не герои делают будущее человечества. Делают, порою сами о том не задумываясь, самые разные люди - ученые, управленцы, рядовые работники, подпольщики и террористы... Те, для кого космос стал смыслом жизни и те, кто ненавидит его, те, кто видит в нем лишь источник собственной выгоды и те, кто готов положить жизнь ради будущего своего народа. И те, кто просто делают свою работу и идут к своей мечте.
Они не молят о спасенье, когда удел невыносим, Не проповедуют прощенья как оправданья малым сим. Они во тьме, они в пустыне стоят, не дрогнув, на посту, Чтоб братьям их в земной долине жилось легко и на свету.
Мечта занимает здесь особое место. Без нее жить в этом суровом и прагматичном, подчас жестоком мире было бы трудно, да и незачем. Это она освящает каждый следующий шаг человечества в небо, это она дает силы противостоять стихии и обществу, силы верить в себя и добиваться невозможного. Мечта не противопоставлена обыденной жизни, наоборот, растворена в ней так глубоко, что отделить друг от друга эти сущности не представляется возможным. Тот самый диалектический синтез романтики и прагматики, которого так не хватало гайнаксовским «Крыльям», в «Странниках» реализован в полной мере.
Мир, построенный на этом синтезе, не становится автоматически совершенством. В нем есть жестокость - но она изображена без надрыва или любования злом; есть несправедливость - но она не повод для уныния, а повод для борьбы с нею; есть - чего уж там - тяжелый самокопательный сюр в стиле «Евангелиона», но подается он именно как болезненное состояние души, с которым можно и нужно справиться, а не как глубинный смысл в последней инстанции. Никаких смыслов за пределами ежедневной будничной жизни этот мир не потерпит - он рационалистичен до крайности. Но именно этот рационализм делает сериал таким светлым и оптимистичным, пронизанным верой в человека. Нет непостижимых проблем, нет неразрешимых задач, всего можно достичь, если много и упорно работать - эта нехитрая мораль проходит через все сюжеты «Странников».
Здесь нет неконструктивных конфликтов. Действия героев, какими бы разными ни были их интересы, оборачиваются в итоге «к вящей славе» космического проекта. Только здесь возможна ситуация, когда террористы (sic!) удостаиваются доброго слова не за их трудное детство и душевные травмы, а за то, что после их нападения международные экономические соглашения были пересмотрены в пользу стран третьего мира - то есть, фактически за успешность их деятельности.
Здесь нет правых и неправых - не потому, что истины не существует, а потому что каждый владеет своей частичкой истины, и к финалу все эти части складываются в единую величественную картину. Наивный идеализм Танабэ и жестокость Роксмита, целеустремленность Хатимаки и спокойная мудрость Юрия, юмор Рави и серьезность Эдель, отчаяние Клэр и надежда Темары Пуатье... (нет, все равно мне их всех не перечислить, в PLANETES нет неважных героев и проходных сюжетов) - вынь из этой мозаики хоть один элемент, и она распадется. Это аниме как никакое другое передает завораживающую красоту слаженных человеческих действий.
«Странники» небезупречны по исполнению, но это тот случай, когда все художественные недостатки можно простить за оригинальную и цельную идею. В данном случае - за мечту о космосе и непоколебимую веру в людей.
Мариины сыны блаженны, за них и с ними Небеса И благодать, - и, несомненно, они творили чудеса. Они, внимая, понимают Господне Слово, Вечный Зов. Они на Бога уповают, а Бог на Марфиных сынов! Справка: События сериала на момент 2005-2006 гг. более чем актуальные. Из 9 тысяч объектов, которые находятся на околоземной орбите, 17 процентов составляют отработанные ступени ракет, 31 - действующие и испорченные спутники, и 13 - различные «случайные» детали. Всё остальное - осколки, образовавшиеся при столкновениях. Такой космический мусор создает серьезную угрозу для космических аппаратов. Так, например, в 1983 году чешуйка размером мешьше миллиметра, врезавшись в иллюминатор шаттла, проделала в нем кратер, а 18 лет спустя МКС пришлось предпринимать специальный маневр, чтобы не столкнуться с семикилограммовым потерянным прибором. В 1993 году появился Международный кординационный комитет по проблемам космического мусора (IADS). Затем для наблюдений за околоземной орбитой была создана US Space Surveillance Network - распределенная система радаров, которая отслеживает траектории объектов диаметров от нескольких сантиметров. Однако в будущем, считают ученые, придется действовать более активно - то есть специально изымать из космического пространства фрагменты запущенных прежде устройств. Субтитры: Встроенные: Нет Внешние: Русские (*.ass)!!!Рекомендуются кодеки с поддержкой DirectVobSub!!!Особенности:- Присутствуют две звуковые дорожки: Русская (наложенный) и Японская.
"Они рискуют своей жизнью каждый день. Они – настоящие профессионалы. В их руках – судьба всей программы освоения космоса. Они…обычные сборщики банального космического мусора…
Один из лучших аниме - сериалов вообще. И тому есть несколько причин. Первая –редчайшая тема. Даже в игровом кинематографе научная фантастика невесть как популярна, а про аниме я вообще молчу… Точнее, Planetes – единственный представитель настоящего Sci-Fi в аниме. И неповторимый. Именно научная фантастика, а не просто «фантастика». Для примера приведу несколько аналогий. Вселенные Star Wars, Warhammer 40.000, наши с вами «Макросы» и «Бибоп» - фантастика. Произведения Станислава Лемма, «Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика – научная фантастика. Как проповедуют нам в рекламных роликах: «Почувствуйте разницу». =)
Я не буду расписывать свои восторги, просто скажу, что, исключая некоторые небольшие оплошности, отношение к техническим деталям поражает. Отдельного Оскара достоин опенинг, в котором, кроме всего прочего, последовательно показана история развития ракетостроения и космической техники – от теоретических изысканий Циолковского, казавшихся в то время безумием, до недавних событий в этой области. Что я могу сказать? БРАВО! Плюспиццотзачотов.
Персонажи. Всё, призрак Станиславского может не беспокоиться. Наконец-то, за долгое время, я верю на все сто процентов. Таких живых, многогранных, реалистичных характеров ещё поискать надо! Кто-то скажет, что это заслуга основного жанра Planetes – «повседневность». Мол, что сложного в том, чтобы создать характеры «как в реальной жизни»? Поверьте, я много пересмотрел аниме в этом жанре, и, на самом деле, полно таких, где персонажи даже при таких условиях раскрываются из рук вон плохо. Хотя, казалось бы, чего сложного? Вон, сколько прототипов по улицам ходит.
Сама по себе «повседневность» в чистом виде скучна и безыдейна, поэтому её обычно разбавляют комедией и драмой. Planetes – идеальный пример того, в каких пропорциях нужно смешивать эти три жанра для получения идеального результата. Оказывается, чтобы было очень смешно (и при этом было над чем задуматься), вовсе не нужны эти дурацкие super-deformed кривляния. Достаточно классического подхода под названием «комедия положений». Вкупе с необычностью обстановки юмор в «Странниках» не затёртый, довольно тонкий (хотя иногда можно и пошлую шутку вставить, хе-хе), и в то же время – лёгкий и ненавязчивый.
Драма – настоящий конёк сериала. Вот за что я люблю анимешный жанр «повседневность», так это за то, что авторам удаётся показать обыденную жизнь простых людей без деградации в латиноамериканские «мыльные оперы» с их натужной, фальшивой и неестественно эмоциональной драматургией. А что будет, если прибавить к этому самую чужеродную для жизни среду - космос? Если взять сферического коня…пардон, гипотетического персонажа из гипотетического аниме жанра «повседневность» и поместить его в вакуум…пардон, в нестандартную обстановку (т.е. космос), то получим логарифм из…стоп. Получим искомую драму. Это не только борьба с физическими и психологическими преградами, возникающими при работе в космосе. Да, этот вопрос раскрыт в сериале просто великолепно. Все персонажи в Planetes так или иначе связали свою жизнь с космосом. Большая часть из них им натурально «болеет», как «болеют» небом лётчики. Это была их заветная мечта…нет, не так. Космос – последнее звено, дающее им шанс на достижение своей заветной мечты. В космосе не только физически нет «верха» и «низа». Он даёт неисчислимое множество путей, с помощью которых можно достигнуть своей мечты. Она есть у каждого, но иногда она заслоняет всё остальное и мешает увидеть и понять, что счастье – вот оно, рядом! Счастье не в деньгах, не в собственном космическом корабле, а в окружающих людях – друзьях, родных, любимых.
Романтика космоса. Кто-то сказал, что нет…э…«ощущения космоса»? Опомнитесь! Нет, честно. Просто не видел ещё ни одного фильма, будь то игровой или анимешный, который бы смог передать это ощущение свободы перемещения, невесомости, пустоты. Не располагает видеотехника такими возможностями…ну, разве что кинотеатры системы I-MAX нам в помощь. =) Вот в компьютерных играх это по очевидным причинам возможно – те, кто играл в космические симуляторы наподобие серии «X» (абсолютно ничего общего с одноимённым анимешным сериалом на космическую тему), меня поймут. Остаётся один вариант. Романтика космоса сосредоточена не в звёздах, галактиках и прочих квазарах. Она в мечтах людей, которые хотят достигнуть звёзд, галактик и прочих туманностей, и – самое главное – пойти ещё дальше, познать ещё больше. И создателям Planetes удалось заразить зрителя грёзами о космосе, которыми «страдают» персонажи. Верно ведь кто-то сказал, что космонавты в душе романтики, которыми движет стремление познавать неизведанное, прокладывать новые пути. Иначе зачем лететь туда, где почти каждая минута пребывания – огромный риск для жизни?
Могу ещё добавить сюда и учёных, и, в какой-то степени, лётчиков и моряков. ,) Космос практически безграничен - это идеальная «песочница» для реализации неудержимого стремления человека к бесконечному изучению всего нового, пусть даже через ошибки, боль и страдания. Именно это качество провело человечество через тысячи лет эволюции цивилизации. Из каменного века – в век космический. Духовно же человек за это время мало изменился. Planetes даёт реалистическую картину мира будущего. Не будет вам мира во всём мире, равноправия и прочих «цветочков», как не будет и тотального разрушения основ мироздания. Всё, в общем-то, как было, так и осталось. И останется. Так в чём же смысл такой «эволюции», когда развивается лишь материальное окружение человека, но внутри он сам остаётся всё тем же дикарём? Думаю, всё очень чётко выражено в опенинге с помощью визуальных образов, особенно в самом его конце. Только одно слово.
Мечта." |