Shigofumi [2008]シゴフミСигофуми: Письма с того светаПроизводство: Япония Жанр: драма, фэнтезиТип: ТВ (12 эп.), 25 мин. Трансляция: c 06.01.2008 по 23.03.2008 Выпуск в 01:35 [ночной сеанс] на Chiba TV Режиссёр: Сато Тацуо Автор оригинала: Юдзава Томоро Список серий для онлайн просмотра: * * если MP4 не проигрывается, попробуйте конвертировать! Краткое содержание:Есть ли жизнь после смерти? Большинство хотят верить, что есть, а уж с духами умерших люди общались с незапамятных времен. Только если раньше великим героям приходилось лично являться туда, а прочим – довольствоваться услугами медиумов, то в XXI все куда проще – на небесах набрали целую армию девушек-курьеров с говорящими посохами, которые денно и нощно доставляют адресатам сигофуми – письма с того света. Давно сказано «мертвые сраму не имут», а потому вещи, которые покойные пишут в единственном разрешенном после смерти письме, живущих часто очень удивляют. Чаще неприятно, но бывает и по-другому.
Сериал повествует о рабочих буднях небесного почтальона Фумико – юной девушки, что на пару с говорящим посохом Канакой разносит сигофуми без выходных и отпусков. Работа у Фумико трудная, клиенты часто пишут «на деревню дедушке» - поди, разберись, кому письмо, и тот ли это человек, а начальство вечно давит с планом и графиком… А ведь по условиям контракта надо по-доброму убедить адресата принять письмо, чего кое-кому очень даже не хочется. Так что приходится курьеру небес включаться в жизнь посторонних людей, хоть немного, но вникать в их горе и радости, разруливать проблемы… Полно, да посторонних ли? Ведь Фумико – не «адская девочка» и не райский ангел. Она – одна из нас. © Hollow, World Art Справка:На основе серии ранобэ (коротких романов с иллюстрациями).
Съёмочная группа (стоят слева направо): Эри Сэндай (в аниме Асуна Аясэ) и Цубаса Ёнага (в аниме Сёута Матия); (сидят слева направо): Кана Уэда (в аниме Фумика), режиссёр Тацуо Сато и Юки Мацуока (в аниме Канака). | Субтитры: Встроенные: Русские (ass) Внешние: Нет!!!Рекомендуются кодеки с поддержкой DirectVobSub!!!DVDRip! Присутствуют две звуковые дорожки: Русская (наложенный) и Японская.~**--> Предоставил для портала: StasKr <--**~ Иногда умершие получают разрешение написать одно единственное посмертное письмо (то самое shigofumi) одному единственному человеку. "Смерть делает людей искренними." Главная героиня - мистическая персона, занимающаяся доставкой таких писем. У неё квадратные глаза, волшебный говорящий посох, раздвоение личности (причём в физическом смысле), а также отец - знаменитый поэт, самовлюблённый до абсурда и абсолютно больной на голову, и такая же мать-пофигистка, которой нет дела до собственной дочери.
Для затравки рассказано несколько не имеющих отношения к основному сюжету душещипательных историй, в которых люди умирают дурацким или не очень образом и оставляют посмертные письма. История главной героини тоже весьма трагична. Конечно, это грустно и навевает тоску. я люблю драмы, даже очень люблю. Однако, не считаю наличие грустных историй признаком качества аниме. Люди всегда плачут над потерями. Это нормально. Если показать и рассказать в аниме, фильме или книге, как кто-то умирает, не до конца чёрствый зритель, без сомнения, будет переживать и, быть может, даже плакать (каюсь, сама слегка прослезилась во время просмотра 10-й серии, спойлерить не буду). Где-то когда-то (если кто знает, откуда это, подскажите, буду очень благодарна) прочла я такую мысль, которая проникла в самую глубь моей души: "Помучай героя хорошенько, и зритель его полюбит. Это просто. Намного сложнее заставить зрителя любить героя, который сам кого-то мучает."
Признаком качественного произведения (я говорю не только об аниме, а в общем) я считаю, если зритель/слушатель/читатель плачет не над потерями героев, а над их находками. Над изменениями в душе героев, над их силой, а не слабостью, над тем, как они выживают, а не умирают. Увы (или ура?), мало кто из творцов понимает это, и подобные произведения встречаются редко.
Ах да, Shigofumi. Отдельного упоминания заслуживают посохи. Каждому почтальону принадлежит живой говорящий посох со своей личностью - своего рода напарник. Если вам нужно стать невидимой, вырастить временные крылья или внезапно куда-то переместиться, просто скажите нужный код, и посох выполнит ваше заклинание. Посох главной героини имеет женский голос и мечтает стать человеком, за что его (её?) никто не любит. Это могло бы быть интересным, если бы не ограничивалось только словами. Единственное, что запомнилось, это диалог: "Люди часто лгут." "Зачем же ты хочешь стать человеком?" "Тогда я тоже смогу лгать". Других почтальонов, помимо героини и её подруги, тоже хотелось бы увидеть - кто они, как живут, о чём думают. Но нет, нам упорно показывают только двух девушек, да ещё иногда лес из сотен посохов, воткнутых в какую-то серебристую землю - там они все вроде как подзаряжаются, а значит, нам намекают, что почтальонов на самом деле много. Девочка, после четырёх лет комы вскакивающая, как ни в чём не бывало, и угорело носящаяся по городу, а также сразу поступающая в старшую школу (ничего, что 4 года пропустила?) тоже смутила. Про более мелкие странности, нестыковки, недосказанности и нераскрытости я уже и не говорю. Вероятно, это экранизация манги... Возможно, в ней всё более раскрыто? Не знаю, интересоваться особого желания нет.
Финал предсказуем уже где-то с четвёртой-пятой серии, когда раскрывается основной сюжет. Ближе к концу показалось, что предположения насчёт финала вот-вот разрушатся, он будет совсем не таким, и стало очень интересно. Напрасны были надежды... Всё кончилось так, как я и предполагала. это не хорошо и не плохо, просто обычно и не впечатляет.
Нет, я не говорю, что это плохое аниме, бессмысленное и бесполезное. Мысли о "разумном, добром, вечном"? А где их нет? Философский подтекст можно выискать абсолютно в любом аниме. Здесь главные мысли - о ценности дружбы, о необходимости быть самим собой. я не собираюсь говорить, что это "не ново". Глубокие мысли давным-давно перечислены и обсуждены человечеством в Библии, трудах древних философов и классической литературе. Было бы странно найти что-то новое в таком молодом виде искусства, как аниме. И вряд ли кто-то серьёзно ищет это новое там (кроме не любящих читать школьников). Важно не то, насколько избита и обсосана поколениями людей очередная мысль. Важно, в какой форме нам её подают. Если так, что она трогает душу - произведение удалось.
Что? Shigofumi? Рисовка мне очень не понравилась. Как раз в том стиле, за который антианимешники не любят аниме. Нереально огромные глаза (ещё и с широкой чёрной обводкой вокруг радужной оболочки, что смотрится как-то недоделанно), девочки в юбочках, напоминающих тряпочки, лица мужских персонажей гипертрофированно удлинены, да и вообще создаётся впечатление какой-то некрасивости. Музыка абсолютно не запоминается, даже опенинг и эндинг какие-то бледные - как музыка, так и видеоряд. Не то чтобы я придавала всем этим компонентам в отдельности большое значение, но если все они сразу какие-то "никакие", то и общее впечатление об аниме создаётся "никакое".
Итог таков. Настроение мне слегка подпортили. Довольно мрачная и унылая вещица, несмотря на зашкаливающее количество кавайных школьниц и школьников с глазами в половину лица и зияющими провалами смеющихся ртов. В основе - идея интересная и многообещающая, но раскрыта чуть более, чем никак. Аниме среднего уровня, из разряда "можно посмотреть, если на очереди нет ничего получше". Большой плюс, что эпизодов всего 12. Будь их штук 25, я бы точно бросила на половине. А так - интрига сохранялась достаточно успешно, чтобы я, видя уже на 2-й серии, что "не шедевр", досмотрела хотя бы ради того, чтоб узнать, чем закончилось, и написать отзыв. Мертвые письма мертвых людей разносят мертвые почтальоны. Белые конверты с черными марками приходят в мир живых – и для кого-то эти весточки страшны, как запах тлена, а для кого-то драгоценны, как последнее «прости». Потустороннюю почту разносят прелестные девочки с говорящими посохами. Их работа требует точности, педантичности и упорства, а вот большой деликатности им не надо, ведь их «клиенты» не столько получатели, сколько отправители, которым загадочная небесная канцелярия дала право на одно письмо. Во всяком случае, почтальона Фумику как будто бы совершенно не волнует, что станет с адресатом по прочтении. Ее дело доставить: быстро, четко, невскрытым и лично в руки. А уж что содержит загробная эпистола – благодарности или упреки, обвинения или благословления, то не ее печаль.
Авторы «Писем с того света» пытаются заглянуть за Тот Самый край и приподнять роковую завесу. Но, поскольку тайна смерти плохо поддается живому разуму, ее попытались сделать как можно более мирской, придать легкий канцелярский привкус: так возникли Небесная почта, курьеры в форме и маркированные конверты, график потусторонней доставки и профессиональная этика. И вот уже смерть выглядит почти как заграница! Отбывая туда, человек может успеть сделать еще одно заявление или пожелание, помахать остающимся на пирсе или показать им язык, словом, бодро стукнуть в крышку гроба: «у нас тут все в порядке, погода приличная, чего и вам желаю». Или, может, авторам просто неприятно было думать, что уходящие забывают нас быстрей и верней, чем мы их...
Ну, что бы ни было тому причиной, в 2008 году свет увидел еще один сериал с замогильной тематикой. В нем имеются качественная рисовка, плотное повествование (первая половина – отдельные новеллки со сквозным героем, вторая половина – все линии связываются в сюжетный узел) и невероятно узнаваемый дуэт Ali Project (слушая опенинг, так и ждешь воцарения Лелуша или прилета кукольного чемоданчика с розой на крышке). По счастью, авторы не стали прорабатывать «тот» мир в деталях (потому что то, что они все-таки изобразили – поля магических энергий для болтливых посохов и одинокие деревья, под которыми прилично посидеть в мрачных раздумьях – выглядит крайне неубедительно) и сфокусировались на «этом». При обсуждении темы «Я и Неведомое» девять человек из десяти делают ударение на слове «Я». Итак: МЫ и смерть. Каковы мы перед лицом смерти и умерших: хорошие, плохие, малодушные, недостойные? Что захотят нам написать Оттуда?
Те, кто смотрел достаточно аниме-сериалов о связи живого и мертвого, уже примерно знают, о чем в «Сигофуми» пойдет речь. Тем, кто не смотрел, или смотрел, но недостаточно, я не буду портить удовольствие спойлерами. Упомянуть осталось лишь одно – целевую направленность «Писем». Старшеклассники. Бесспорно, «Письма» делались про старшеклассников и для старшеклассников. Я вовсе не собираюсь тут разводить тавтологию, въедливо напоминая почтеннейшей публике, что большинство аниме-продукции адресовано подросткам (уважая друг друга, обойдемся без констатации очевидного). Но! «Сигофуми» является рафинированным воплощением подросткового аниме. Если оно не попало вам в руки в «ту самую» пору (где-то между 14-тью и 18-тью), просто выпустите его из рук. Поздно, мои седовласые друзья, поздно! Вы всё это знаете и уже, скорее всего, не сумеете ни умиляться, ни ужасаться тому, что вам покажут. В «Письмах» нет веселого экшена, сладкой школьной жизни, красивых перестрелок, спасения мира хорошеньким визжащим ребенком – нет ничего такого, что способствовало бы приятному размягчению натруженных мозгов (что говорить? даже серия «поездка на острова» сделана скупо, сухо, минуя фансервис, арбуз и признания). Но и философия «Писем» для вас давно пройденный (и сданный) материал. Даже волнующие заявки на «острые» темы – порноидустрия, травля отщепенцев, жестокое обхождение с детьми – даны именно для той возрастной категории. Для подростков открывается мир взрослых с его грехами и пороками, а также приходит осознание собственных грехов и пороков: затравленный одноклассник это не столько беда, сколько вина – в том числе, и твоя. Так что не спрашивай, по ком звенит колокольчик мира мертвых – он наверняка звенит и по тебе, даже если ты лично не делал ничего плохого, а просто не мешал делать другим.
Не воспринимайте сказанное мною как огульную критику. «Письма с того света» отнюдь не плохи. Они узконаправленны. Они так же актуальны и нужны в свое время, как брекеты, выправляющие школьникам прикус. Итак, старшеклассникам о мертвых письмах, мертвых отправителях, мертвых почтальонах... «Иди за мной, и пусть мертвые хоронят своих мертвецов» (Матфей, 8, 22), что мы, применительно к моменту, истолкуем следующим образом: «иди по своим взрослым делам, совершеннолетний, и предоставь подросткам их подростковые сериалы». © Анастасия Розанова, 2008.05.16 (www.world-art.ru) |