The Sky Crawlers [2006]スカイ・クロラ The Sky CrawlersНебесные скитальцыПроизводство: Япония Жанр: драма, повседневностьТип: Полнометражный фильм (0 эп.), 121 мин. Премьера: 02.08.2008 Режиссёр: Осии Мамору Автор оригинала: Мори Хироси Список серий для онлайн просмотра: * * если MP4 не проигрывается, попробуйте конвертировать! Краткое содержание:«Каждому поколению своя война», - говорил Мао Цзэдун, не зря изучавший в молодости древние китайские трактаты. Только страх заставляет людей ценить мирную жизнь, только сознание, что кто-то там постоянно сражается и умирает. Эту истину хорошо усвоили в альтернативном мире, развитие которого остановилось на уровне середины нашего XX века. Война из ужаса и проклятия превратилась в бизнес и ремесло, рычаги управления переместились к транснациональным корпорациям. Две из них - «Росток» и «Лаутерн» - специализируются на бесконечной военной игре, которую ведет самый передовой род войск – авиация. Поле битвы – весь мир, убивать можно только комбатантов, бомбить только военные объекты, а мирные жители смотрят на ТВ воздушные сражения в реальном времени и со вкусом обсуждают их, как спортивные матчи. Молодой пилот Юйти Каннами, воюющий за «Росток», прибывает на небольшую базу Урису, которой командует молодая женщина Суйто Кусанаги. Впрочем, Юйти еще моложе – ведь он принадлежит к касте Килдрен – генетически модифицированным людям, которые, выйдя из подросткового возраста, больше не стареют, погибая только в битвах. Новичок быстро осваивается на базе, а летное мастерство помогает ему заслужить уважение боевых товарищей. Юйти втягивается в повседневную жизнь «небесных скитальцев», но вскоре в череде вылетов и нехитрых развлечений начинает замечать странные вещи. Постепенно он понимает, что развитие отношений с Кусанаги поможет найти ответы… вот только принесут ли они облегчение? © Hollow, World Art Справка: На основе серии романов. Выпуск на DVD - 25.02.2009.
Субтитры: Встроенные: Русские (ass) Внешние: Нет(*.ass) !!!Рекомендуются кодеки с поддержкой DirectVobSub!!!
> "Мамору Оси, безусловно, является одним из классиков сегодняшнего аниме. Не так много режиссеров умеют снимать настолько красиво и новаторски, передавая каждым кадром композицию, сюжет, настроение, и лишь немногие из них многократно побеждали на западных фестивалях. И Ghost in the Shell и Jin-Roh сделаны именно им.
Ну и как тут весь последний месяц не ждать, когда же фильм появится, когда же его переведут фансаберы. Даже на Венецианском кинофестивале он успел отметиться. А в Японии он вышел уже почти год назад, но из-за лени японских пиратов полотняная копия видео не была сделана. ДВД появился лишь в прошлую среду, спасибо фансаберам за быструю работу, его уже можно посмотреть...
И… Оно не подкачало. Оси мастер эмоции и настроения. Через них передано всё: «Разве людям, которые могут умереть завтра, нужно быть взрослыми?». Но Оси и прекрасный режиссёр: нарочито затянутая постановка сцен передаёт малейшие оттенки эмоций героев, погружающих зрителей в себя. Предметы, отражения, движения, всё практически идеально и служат для создания атмосферы, настроения, сюжета. От Оси странно было бы ожидать чего-то другого.
Прорисовка фонов шикарна. Вкрапления 3д, незаметные с первого взгляда, неожиданно, по ходу движения, начинают оживлять картинку, создавая глубину, поражая реалистичностью. Прорисовка персонажей ослаблена, мало деталей. Зато хорошо прорисованы движения. Это, пожалуй, единственное нарекание к графике.
Воздушные бои, конечно, целиком трёхмерные. И про них стоит сказать отдельно. Мне, как фанату игры «Ил-2: штурмовик», они понравились. Местами нереальные, но динамичные, быстрые, красивые, хорошо поставленные, они затягивают, завораживают, удивляют. Самолёты сделаны хорошо. За их дизайн безусловно зачёт. Так как герои, судя по всему, летают за некую страну-наследницу Германии, дизайн кабин самолётов похож на FW190. В самолётах прослеживается много от самолётов второй мировой войны и от проектов её конца, так и не реализованных. Временами попадаются остроумные разработки самих создателей. Есть удивительные моменты. На самолётах обоих сторон нет пушек, только пулемёты. Очень похожи на американские Браунинги. Только на самолёте Учителя есть что-то похожее на 37мм пушку п-39. Но снаряды из неё вроде не взрывались. Это немного удивляет, как и то, что от японских самолётов создатели не взяли ничего видного сходу. И это Японцы, которые в воздухе воевали на равных с Американцами всю войну.
Музыкальное оформление прекрасно, идеально вписывается в передаваемую кадром и сюжетом эмоцию, дополняя и развивая её. Музыка интересна и без самого фильма. Главные музыкальные темы великолепны.
Сюжет… В чём-то он похож на Джин-ро. Он спокоен, неспешен, течёт между пальцев, переливаясь всеми своими гранями. Будни аэродрома, напряженный взгляд героя, резкое движение. Читая «Над пропастью во ржи» испытываешь то же самое. Понимаешь, что сюжет вторичен, он не главный в этой истории. Но его окружение, мелкие детали, делают его шикарным и неповторимым. О чём он? Много о чём. О отношении юности и возраста, о идеалах, о смерти и бессмертии.
Аниме, которое нужно смотреть, анализируя, но в то же время отключив мозг. Получая удовольствие от идей и от эмоций. Редко такое появляется. Но оно хорошее." Это небо я запомню навсегда Где б я ни был, там всегда светила мне твоя звезда
Это странно, но я не хочу Знать, что будет с тобой и со мною Ты не спросишь, и я промолчу Ты уйдёшь, но я дверь не закрою
Р. Рябцев
Ну что ж, теперь все мы можем лишний раз убедиться: глупая шутка о том, что Мамору Осии-де перманентно снимает «Патлабор» - именно шутка, и именно глупая. Вообще говоря, творческий путь сего замечательного человека можно разделить на несколько этапов, и очень похоже, что The Sky Crawlers - не то конец одного, не то начало другого.
Более всего он напоминает «Авалон» самого Осии (обилием «бытовых» сцен, способом подачи сюжета и некоторыми кадрами) и древний «Пепел и алмаз» Анджея Вайды (подходом к героям и их взаимоотношениям), его любимого режиссёра. Сравнивать The Sky Crawlers с аниме затруднительно, если вообще возможно. В Innocence ещё сохранялись кое-какие чисто анимационные приёмы, но теперь почти все они нас покинули. Теперь перед нами едва ли не единственный анимационный фильм, который можно и нужно оценивать с позиций «живого» кино.
Он невероятно красив, но холодной, сдержанной красотой. В нём нет ярких красок, неестественных цветов, солнечных бликов и псевдо-HDR - всего того, с чем в наше время обычно ассоциируется красота в аниме. Мягкий видеоряд, приглушенные цвета, некоторые сцены практически монохромны, в прочих же присутствует всего пара основных цветов, чаще всего синий и зелёный. Зелёная трава под синим небом.
Сказанное выше ни в коем случае не означает, будто местные пейзажи однообразны или скучны. Один из героев фильма говорит, что «если каждый день ходить по одной и той же дороге, всякий раз можно заметить что-то новое», визуальное же решение подтверждает и всецело поддерживает его слова. The Sky Crawlers - весьма камерная, по сути, история. Её события, за вычетом камео ночного Кракова, сосредоточены в одном месте, в окрестностях некоего аэродрома. Тамошняя природа не отличается ни пышностью, ни экзотичностью, архитектура немногочисленных построек тоже вполне банальна, и всё же «виды» очень впечатляют. Не так-то просто объяснить, в чём тут дело, но... это не обычные анимешные фоны. Это уже практически настоящие картины.
Полагаю, нет смысла отдельно упоминать о внушительных масштабах присутствия компьютерной графики: ныне её применяют все, более или менее удачно. Конкретно здесь - вероятно, наиболее удачно. Все эти аккуратно свёрнутые газеты, едва заметные отражения и тому подобные вещи - это всё ведь практически невозможно (или крайне сложно) изобразить традиционным способом. Там, где компьютер используется, он используется уместно и аккуратно. И весьма умеренно - даже автомобили нарисованы вручную. В «мирных» сценах трёхмерны только всяческие летательные аппараты: они выглядят несколько чужеродно, но похоже, что так и было задумано.
Эпизоды воздушных боёв очень мало похожи на весь остальной фильм. Облака движутся и меняют форму, солнце сверкает на обшивке самолётов, посреди небесной синевы огненными цветами распускаются взрывы. Громадные, совершенно дизельпанковские бомбардировщики величественно плывут куда-то, окружённые стаями истребителей, а внизу едва виднеется земля - с высоты она выглядит совсем иначе. Возможно, именно это создатели фильма хотели показать столь разительным контрастом. Сцены всяческих полётов занимают не более четверти фильма, однако они невероятно красивы, изобретательны и динамичны настолько, что сделали бы честь и голливудскому блокбастеру. Из-за них одних фильм можно смотреть и пересматривать множество раз.
В сравнении с подобным великолепием изображение людей поначалу несколько удивляет. Дизайн местных персонажей достаточно прост (хотя и не примитивен) и, в отличие от большинства предыдущих фильмов Осии, реалистичен лишь умеренно. Сделано это, надо полагать, затем, чтобы упростить работу аниматоров, потому что анимация здесь в самом деле попросту великолепна. Даже в Innocence порой ещё имела место некоторая скованность движений, но теперь от неё не осталось и следа, движения многочисленны, изящны, разнообразны, мимика и выражения лиц тоже проработаны очень тщательно. Практически все персонажи, даже фигурирующие всего в паре сцен, удивительно обаятельны - как раз поэтому, а ещё благодаря идеально подобранным актёрам. Их речь не отличается внятностью, но их голоса звучат как музыка.
Музыка, кстати, нежна, мелодична и совершенно прекрасна.
Если до выхода фильма ещё оставались какие-то сомнения, то теперь от них не осталось следа: картина сия безусловно относится к артхаусу. Но только артхаус этот - с человеческим лицом. Просмотр The Sky Crawlers не требует от зрителя никаких усилий, история течёт словно сама собой, неспешно и величественно. Предшествующие работы Осии отличались жёсткой структурой повествования, они были пусть своеобразными, но вполне классическими триллерами или детективами, однако его новый фильм совсем не таков. Скорее он тяготеет к жанру slice of life.
Фильмов этого жанра всегда было немало, но удачными из них по сей день можно признать единицы. Этот жанр любим многими, в немалой степени потому, что предъявляет весьма скромные требования к сценаристам (а ведь именно со сценариями в аниме - особенно современном - проблем больше всего) и потому кажется простым в обращении. Но ни один жанр не отменит закона сохранения энергии, и чем проще сценаристу, тем труднее режиссёру. В каком-нибудь Appleseed есть сложный сюжет, яркие герои, впечатляющая картина мира, действие, интриги, роботы, и со всем этим снять достойный фильм не так уж сложно (Синдзи Арамаки, правда, не смог). А вот вдохнуть жизнь в аскетичную и почти статичную конструкцию - задача не в пример сложнее.
Окружающая среда показана лишь мельком, намёками и недомолвками. Герои летают на самолётах времён Второй Мировой, ездят на машинах 50-х годов, слушают джаз и смотрят «плоские» телевизоры, которые показывают изображение с сильными хроматическими аберрациями. Всё это, а также и многое другое, создаёт атмосферу, отчасти схожую с таковой в «Патлаборе» - меланхоличную, странную, чарующую. Арена действий - некое «заколдованное место», где время течёт не так, как во внешнем мире, где будущее смешано с прошлым.
Повторяющиеся события символизируют то ли бессмысленность происходящего, то ли некий порочный круг бытия. Основная тема фильма - память как явление, определяющее личность. Примерно то же было и в Ghost in the Shell, только здесь об этом говорится с иной интонацией и намного более спокойно. Когда на вопрос о том, где он служил раньше, герой небрежно отвечает: «Уже не помню», его слова удивляют и пугают, потому что это даже не потеря памяти в результате несчастного случая (избитая тема), это сознательный отказ от прошлого. «И тот, кто утратил дорогу назад, не сможет увидеть пути впереди». Недаром персонажи фильма ничуть не грустят о погибших товарищах. Они ведь, в сущности, никогда не существовали.
В The Sky Crawlers не так уж и много сюжета, а тот, что всё-таки есть, сосредоточен преимущественно в разговорах. Большая часть экранного времени отдана всяческим «бытовым» сценам, и надо признать, что созерцание жизни людей без прошлого и без будущего - занятие редчайшей увлекательности. Как уже было сказано, жанр slice of life чрезвычайно сложен в обращении, однако на сей раз он попал в правильные руки. Ещё двадцать четыре года назад Мамору Осии снял один из первых и вместе с тем один из лучших фильмов этого жанра. И трудно не согласиться с Хироси Мори, «автором оригинала» - в самом деле, лишь режиссёр такого масштаба способен совладать с этой историей... нет, не про любовь.
Всевозможные трейлеры обещали некую мелодраму в ретро-фантастическом окружении. Последнее в фильме действительно присутствует, но вот с первым всё не так просто. Конечно, при некоторой доле фантазии здесь можно обнаружить роман отважного лётчика и роковой красавицы (занимающий, впрочем, всего несколько сцен) или там трагическую историю об обречённости любви в этом прекрасном мире, но дело в том, что ровно с тем же успехом здесь можно обнаружить и нечто совершенно иное. Например, размышление о цене «худого мира». Или психологический портрет человека, для которого на самом деле «завтра может и не быть». Или ещё что-нибудь - если фильм снят настолько хорошо, что в нем действительно нет лишних кадров, то не логично ли предположить, что и лишних фраз в нём тоже нет? The Sky Crawlers - настоящая «песня обо всём», зеркало, в которой практически каждый может увидеть то, что ему ближе. Кто-то - философию, кто-то - романтику, кто-то - великолепные пейзажи, кто-то - воздушные бои, кто-то - тоску и уныние, а на самом деле...
...на самом деле фильму с такой постановкой, такими героями, такой анимацией и такой музыкой не больно-то нужен хоть какой-то сюжет. Разве столь важно, «что всем этим хотел сказать режиссёр?» Может быть, он просто хотел сделать хороший фильм. Если так, то это ему более чем удалось, и в этом случае поиски скрытого смысла - занятие не слишком осмысленное. Извините за каламбур.
|