I My Me! Strawberry Eggs [2001]あぃまぃみぃ!ストロベリー・エッグНу и ну! Земляничные яйцаПроизводство: Япония Жанр: драма, комедия, романтика, школаТип: ТВ (13 эп.), 23 мин. Трансляция: c 04.07.2001 по 26.09.2001
Режиссёр: Ямагути Юдзи / 山口祐司 Список серий для онлайн просмотра: * * если MP4 не проигрывается, попробуйте конвертировать! Когда я писал статью о «Великом учителе Онидзуке», я с жадностью отдавался перебору всех знакомых фильмов и сериалов, дабы найти хоть какие-то аналогии, но, как это не прискорбно, мне вспоминался лишь сериал «Пожалуйста! Учитель», в котором один из главных героев был учитель. Признаться, в тот момент мне становилось ужасно стыдно: казалось, что уж где-где, а в школьных произведениях ничего нового не покажут. «Онидзука» опроверг эту уверенность, а заодно заставил поискать работы похожей тематики. Что удивительно, нечто подобное нашлось довольно быстро, им стал ТВ-сериал «Земляничные яйца», транслировавшийся в 2001 году.
Первое, что хочется подметить, так это сходство обеих работ. Сходство как тематическое, так и сюжетное. Тематика школа и обучение, сюжет парень, который хочет учить детей. Единственное «но»: в «Великом учителе Онидзуке» основным героем был Онидзука, без которого не могло быть и речи о развертке каких-либо действий. В новом же сериале главный герой настолько слабо раскрыт, что его участие в сюжете мало на что влияет. Он вроде бы как топчется, что-то говорит, порой даже пытается подрожать «старшему брату» и выкидывает шутки, но в основном его участие фон для игры других персонажей. Это, конечно, не может радовать, потому как учительская тематика снова отодвигается на второй план, а на первый выходят отношения 14-летних учеников, о которых мы и так все уже знаем.
Тем не менее, стоит отметить, что ставка на главного героя была сделана солидная. Об этом свидетельствует хотя бы его колоритное и во многом оригинальное появление, которое мы видим в начальном эпизоде. Молодой Хибики Амава приезжает в новый город без копейки в кармане, имея за плечами лишь пса да диплом педагога. Чтобы оплатить квартиру, он решает наняться в единственную близлежащую школу учителем физкультуры. Придя туда, он узнает, что на работу принимают учителей исключительно женского пола, а никак не мужского. Не особо задаваясь вопросом: «почему так и отчего», наш учитель, выросший на сериале «ВУО», переодевается в женщину. Главное для него учить детей, а посему дурацкий вид и тяготы, сопутствующие подобному стилю жизни, его почти не волнуют.
Все дальнейшее развивается по заданному сценарию. Правда, ожидаемые казусы, связанные с нелепым положением мужика в юбке, так и остаются ожидаемыми. Не знаю почему, но авторы решили не акцентировать внимание на созданном ими же «трансвестите». Более того, смотря сериал, со временем и вовсе забываешь, что на экране переодетый парень настолько по-женски ведет себя главный герой. В связи с этим, то, что по идее должно забавлять, оказывается вырезано, а зрителю подсовываются всего лишь типичные ученические положения: первая любовь, поездки в лагерь, школьные мероприятия и прочее. Не могу сказать, что эти положения выглядят плохо или нелепо. Они просто вторичны. Ничего нового и завораживающего при таком раскладе авторы продемонстрировать не могли, а главную изюминку, способную спасти положение, сами же и убили. Зачем это было сделано вопрос большой: то ли не хотели, наполняя шутками, копировать «Онидзуку»; то ли хотели по-новому показать тысячу раз объезженные моменты; то ли просто выполняли чей-то заказ, продвигая в массы профессию учителя. Но, так или иначе, а «Онидзуки» у них не получилось; по заезженным моментам еще раз проехались, отчего те стали еще более заезженным; учительская должность после просмотра фильма и вовсе выглядит подозрительно.
Однако есть и плюсы. Не знаю, как другим, а мне понравилась атмосфера сериала. Совсем чуть-чуть, но сглаживающая сюжетную вторичность. В основу атмосферы положили прекрасную музыку и мягкие тона задних фонов, что хорошо видно на картинках. В меньшей степени сыграли дизайны персонажей они настолько же вторичны, насколько вторичен и сам сюжет, а напоминают больше всего упоминавшийся выше сериал «Пожалуйста! Учитель». Дизайн фонов, пейзажей, а также музыка положительно сказались на визуальном восприятии всего происходящего. Более того, благодаря этим атрибутам произведение получилось ласковым, легким и романтичным, так что смотреть сериал рекомендую, прежде всего, как легкое развлечение, предназначенное, прежде всего, для романтиков и лириков. Субтитры:   Встроенные: Английские   Внешние: Русские (*.srt)~**--> Предоставил для портала: ОНИ <--**~ "ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ Эту работу невозможно обойти стороной по причине ее глубокого психологического и нравственно-этического значения и тонкого трогательного содержания. Она несет в себе не только пищу для самостоятельного размышления, но и дает незабываемое впечатление о силе, яркости и разнообразии человеческих взаимоотношений.
Центральное место безусловно занимает беспрецендентный поступок молодого учителя Амавы Хибики - работа в школе под видом женщины. Вопрос: нужна ли молодому, полному сил мужчине подобная авантюра, могущая повлечь за собой самые неприятные последствия (что и произошло в результате)? Он вполне мог бы с успехом проявить себя в области, совсем не требующей подобных жертв. Однако еще до появления в школе в роли учительницы в Амаве уже проявляется существо прирожденного педагога. Он видит в политике руководства школы явные изъяны и понимает, что подобное отношение к ученикам может повлечь только порождение зла и отчужденности в несформировавшихся детских душах, создать в них психологические барьеры, способные лишить жизнь ее истинного света - тепла любви, дружбы, доброты, которые возможны и имеют смысл только в человеческих взаимоотношениях. Но эти этические добротели необходимо развивать, ростить и поддерживать, помогать понять их красоту, привить росток любви к чутким детским душам. Якобы из-за денег, а на самом деле - ради детей, ради любви к ним Амава идет на рискованное предприятие.
И разве его деятельность в школе и ее результаты не являются убедительным доказательством правильности его поступка? Амава помог классу найти истинное понимание ценности человеческих отношений, сплотил учеников, помог развить им самые лучшие человеческие качества - взаимоуважение, понимание, милосердие. Как отметила хозяйка Гонширо, он есть учитель от бога. Основа поступков Амавы - любовь к людям и к своей профессии. Разве это не актуально звучит в современном мире, когда весь смысл человеческой деятельности зачастую сводится к стяжательству, алчности и бездумному накопительству, когда любовь к деньгам в корне истребляет любую гуманность? Амава поступал прежде всего как человек, для которого его внешний облик - всего лишь средство для достижения главной цели, воплощения в действительность своего педагогического мастерства, столь важного и нужного людям. Это лучше всего понял ученик, воскликнувший в конце "Какая разница, мужчина или женщина?!" Действительно, разницы нет, поскольку главное - ч е л о в е к.
Все время пребывания в школе Амава противостоял вздорным феминистическим убеждениям школьного руководства, сеявшего раздор и неприязнь между мужской и женской половинами ученического коллектива (как выясняется, в определенной степени порожденных личными душевными страданиями директрисы - неудача в любви, вполне возможно явившаяся результатом ее собственного неверного психологического воспитания). И результат достигнут - в души своих учеников Амава вложил то самое лучшее, человеческое, чем в достатке был наделен он сам. Несмотря на обман, ученики простили своего учителя, поскольку поняли, что все было сделано только из любви к ним. Их единодушный протест против превращения школы в закрытый женский пансион, против невежества, черствости и душевной нищеты школьных руководителей - лучшее тому подтверждение.
Разоблачение Амавы породило резкую и острую первоначальную неприязнь к нему со стороны его учеников - тех самых, которых он любил и о которых заботился. Конечно, неприятно было наблюдать их явное отвращение. Но такова уж особенность максимализма юности: все воспринимается с горячим чувством, острым и бурным. Сильно любишь, сильно и ненавидишь. Но у молодости есть и другое замечательное качество - чистота ощущений, умение видеть красоту и истинное начало, выделить инстинктивно из общего сумбура переживаний главное и доброе. Ученики Амавы вспомнили все, сделанное им с любовью к ним, и смогли отбросить наносное, привходящее. Теперь им стыдно за свое поведение (один замечает с горечью "Как быстро мы забыли доброту!"). Разобравшись в себе и в своем отношении к Амаве, ученики приняли сторону того, кто был для них близок и любим, искренность чьих поступков они осознали всем сердцем.
К сожалению, поступок Амавы имел глубокие психологические последствия для его любимой ученицы - Фууко Кузухи. Его ложь не могла не породить в ней душевный разлад. Возникшее между Амавой и Кузухой чувство было сильным и обоюдным, однако осложнялось тем положением, в которое их обоих поставил Амава. Кузуха в своем понимании полюбила женщину - образ, созданный Амавой. Когда открылась правда, в сознании Кузухи Амава-женщина и Амава-мужчина вошли в антагонистическое противоречие и полностью отделились друг от друга. Амавы-женщины никогда не существовало, это всего лишь образ, построенный на лжи - вот что думала Кузуха. Но ведь настоящий Амава и созданный им образ имеют единое первоначало - любовь, человечность, понимание. Амава-мужчина, будь у него возможность работать в своем истинном обличьи, относился бы к своим ученикам с такой же теплотой и уважением, точно так же помогал бы им и отдавал всего себя. И точно так же в нем бы проснулось чувство к его фактически первой ученице Кузухе. Внутреннее духовное содержание Амавы цельно и едино - он всегда был Амавой Хибики. И во всей его деятельности, в его отношении к ученикам не было ни капли лжи. Кузуха еще слишком юна, чтобы глубоко проанализировать и понять всю сложность такого психологического случая. Но, наделенная от природы нежной, любящей душой и тонким пониманием истинного чувства, она инстинктивно ощущает всю чистоту и правдивость натуры Амавы, истинность его взаимного понимания. И именно эта истинность, это влечение не к Амаве-женщине или Амаве-мужчине, а Амаве-человеку дает Кузухе подъем душевных сил и возможность развития своего чувсива. Ее душа чувствует душу Амавы и через все внешние несоответствия и различия тянется к ней. В ее настоящем чувстве заложено возможное будущее понимание и осознание всего произошедшего и нахождение единственно правильного решения (в последнем кадре представляя свою будущую встречу с Амавой, Кузуха видит его именно в образе мужчины, а не прежней учительницы, что говорит о преодолении ею возникшего психологического барьера). Пережив тяжелый вкус лжи, Кузуха находит в своей душе то истинное, заложенное Амавой, что и влекло к нему, отбросив все плохое, она обращается к своей надежде - будущее видится ей рядом с Амавой, единственным и нераздельным.
Конечно, возможно, что Амаве не следовало уезжать, следовало остаться и бороться до конца за свое счастье, профессиональное и личное, следовало не ждать понимания Кузухи, а самому ей все объяснить... Однако он сделал свой выбор. И насколько он верен - покажет время. Главное, что Амава сердцем и душой остается со школой, со своими учениками, с любимой Кузухой. Несмотря на все обстоятельства, его поняли и, возможно, полюбили еще больше, осознав, что двигало им на самом деле. И Амава чувствует это новое отношение, это понимание, которое позволяет ему быть счастливым. Амава нужен людям, он любит их, они любят его. Его ждут. Остается верить и надеяться, что он вернется. Не только к Кузухе и к своим ученикам, но и ко всем нам - к тем, кому он подарил частицу своего человеческого тепла, живую и искреннюю, для кого он стал частью светлого и большого чувства." |