"Естественно, что прежде чем писать что-либо от себя, я бегло пробежалась по рецензии и комментариям других людей. В принципе из всего прочитанного меня удивило лишь упоминание слов "
Евангелион" и "классика" в одном предложении. Честно говоря, не часто слышу подобные слова в адрес EVA, тем более, что его вполне можно причислить к вещам сравнительно новым (1995-й год... не такая уж и древность), хотя вне всяких сомнений сериал этот стал поистине сверхпопулярным (и, надо отметить, вполне заслуженно). Во время разговора на одном из форумов на эту тему его даже назвали "классикой нового поколения". На мой взгляд само это словосочетание есть несусветно глупое, однако... Так или иначе разговор сейчас отнюдь не о EVA, хотя, несмотря на комментарии о том, что ничего общего она с RahXephon не имеет, сравнение в данном случае не просто оправдано, но отнюдь неизбежно.
Почему? Для того, чтобы это понять, следует отвлечься немного от самого RahXephon"а и обратиться к истории жанра меха как такового. И здесь следует отметить, что подобного рода вещи, как EVA и RahXephon, есть по сути сравнительно новое явление в жанре, расцвет которого приходится на мой взгляд на 70-е, с такими вещами как
Great Mazinger,
Grandizer и совсем уж бешеного количества других названий, коих в то время было настолько много, что на глаза поневоле наворачивается ностальгическая слезинка. Именно эти вещи можно сейчас назвать "классической" или же "чистой" (в народе) мехой. Именно в конце 70-х (конец 70-х - начало 80-х) миру впервые явился эпохальный
Gundam. Последовавшие за этим 80-е являются моим самым любимым периодом в жанре меха, поскольку именно в этот период вышли мои любимейшие
Sengoku Majin GoShogun,
Chou Jikuu Yousai Macross,
Sei Jushi Bismark,
Hyakujuu Ou Golion,
Cho Jiku Kidan Southern Cross и многие-многие другие замечательнейшие вещи, которые заставляли сердце любителя жанра улетать в занебесные выси. Всё это была меха "классическая", та самая, которую автор рецензии для себя считает нелепой (кстати, в чём суть того, что человек не питающий любви к жанру, берётся писАть рецензию на подобные вещи, для меня есть великая тайна). Подобные вещи могли, наверное, или нравится, или нет. Как могла нравится или нет, к примеру,
Majokko Megu-chan, представитель другого жанра, махо-сёдзё, поскольку и чистое махо-сёдзё, и чистая меха являются жанрами "на любителя", и если вас не завораживают бои огромных стальных громадин на необъятных просторах космоса, то это просто не ваш жанр, что есть вовсе не повод ругать за это, как нельзя ругать CLAMP"овскую
Сакуру за то, что она есть вся такая розовая и пушистая. Жанр, батенька, жанр.
Но я снова отвлекаюсь, ведь следом за 80-ми неизбежно явились 90-е, ставшие переходным периодом не только для нашей многострадальной России, но, как ни странно, и для многих жанров в японской анимации (если не сказать для всего аниме). Именно в этот временной отрезок авторы, видимо, стали задумываться, что бесконечным поток классической мехи быть не может и очередной "Ультра Мега Робот Покоритель Вселенной" будет по меньшей мере неоригинальным. И поэтому стали появляться вещи куда более удалённые от жанра, нежели все предыдущие. Вообще следует заметить, что японская анимация как факт не придерживается какого-то одного жанра. Но именно в 90-х рамки стали и вовсе стираться, являя свету Божьему вещи подчас и вовсе странные.
И ярчайшим примером стал поистине драматический, на гране сумасшествия
Neon Genesis Evangelion. И именно он повлёк за собой волну подобного рода вещей, которые были не то чтобы чем-то вроде клонов EVA, но тянулись именно в ту область, в которой находилась EVA. То есть, от классической мехи в таких вещах оставалось уже столь мало, что многие поклонники оригинального жанра (к коим и я по сути принадлежу) малость приуныли. Разумеется, EVA была восхитительна, изумительна, умопомрачительна. Честно говоря, помню даже, как после первого просмотра
End of Evangelion меня дня два колотило в слёзной истерике. Но насколько она была мехой? Уж точно в гораздо большей степени драмой. И именно этот критерий позволил сериалу полюбиться не только любителям мехи, но и просто таки титаническому количеству прочих людей.
И именно в этом свете, оканчивая наше довольно таки затянувшееся отступление, можно сравнивать EVA и RahXephon. Так же, как и EVA, RahXephon не является мехой в чистом виде. Более того, за время своего существования меха представала перед нами в стольких своих подвидах, что простор для сравнений открывается огромный. Здесь и более-менее придерживающийся классических устоев Gundam, сменивший уже множество обличий, и
Vandread с его "половыми" разборками, и по-детски непосредственные
Stellvia и
Candidate for Goddess. Был даже похабненький
Shinkon Gattai Godannar. И всё это вполне смотрелось аудиторией, гораздо более широкой, нежели простые поклонники мехи.
RahXephon так же, как и многие вещи этого времени (а вышел сериал в 2002-м году), предназначен для просмотра всем без исключения, поскольку, как и в EVA (вот и снова то самое сравнение), главные события сериала разворачиваются отнюдь не в звёздном небе, а в сердцах главных героев. И доводами служат не стальные кулаки гигантских роботов, а крики душ, потерянных, несчастных, ищущих. На самом деле сериал получился презамечательнейший и вполне достойный сравнения с EVA. Более того, достойный того, чтобы сказать "RahXephon лучше", поскольку вопреки мнению одного из авторов комментария EVA критиковать можно, и, я бы даже сказала, нужно, памятуя, к примеру, её довольно сомнительные концовку tv и концовки вообще (на эту тему можно долго спорить, и ведь спорили, поэтому давайте не будем вдаваться в подобные споры и здесь, обсудив всё же RahXephon, а не EVA). RahXephon"у удалось создать действительно запоминающихся персонажей, настолько живых, что кто-нибудь из них просто обязан стать одним из ваших любимых персонажей в японской анимации. Именно это было яркой особенностью EVA, и именно это является особенностью RahXephon.
Сюжет RahXephon"а мне понравился гораздо больше, нежели EVA, и хотя атмосферой своей немного напоминает её, всё же является совершенно иным и самобытным. Менее символичным, определённо (поскольку символизм в EVA с её Адамом просто шкалил), но всё же.
Арт, пожалуй, для 2002-го года не слишком хорош по своему качеству, но на подобные детали не слишком обращаешь внимания, настолько здорово созданы герои. Сэйю также, как и положено, не отстают от всего остального. Смело можно сказать "верю".
В итоге же нельзя не отметить, что RahXephon является этакой яркой звёздочкой среди подобного рода вещей. Если вы ещё не смотрели этот сериал, посмотрите его обязательно. И совсем не важно при этом, любите вы меху, драмы или что-либо ещё. RahXephon нужно просто посмотреть. Так же, как нужно просто посмотреть EVA. Ну и, конечно же, стандартное предостережение тем, кто ещё не отчаялся увидеть на экране меху классическую: ею здесь и не пахнет. Но не время нынче. Время GoShogun ушло, пришло время вещей иных.
Хорошо ли это? Наверное, так вопрос ставить нельзя вообще. Мне RahXephon понравился. Очень понравился. По-настоящему понравился. Чего желаю и всем вам. За сим...
"