Kamichu! ~Kamisama wa Chuugakusei~ [2005]かみちゅ!〜かみさまはちゅうがくせい〜Богиня-школьницаПроизводство: Япония Жанр: драма, комедия, мистика, повседневностьТип: ТВ-спэшл (12 эп.), 24 мин. Трансляция: c 28.06.2005 по 28.09.2005 Выпуск в 02:40 [ночной сеанс] на TV Asah Режиссёр: Масунари Кодзи Автор оригинала: Besame Mucho Список серий для онлайн просмотра: * * если MP4 не проигрывается, попробуйте конвертировать! Краткое содержание:Начинается всё с того, что в школе на большой перемене (прямо над коробочкой с завтраком) Юрия Хитоцубаси сообщает своей подруге, что стала богиней. Как, почему, какого чёрта – кто это может знать? Да и не в том сейчас дело: стала, и всё тут. Интересно, что дальше-то будет? На счастье Юрии к ней немедля подсаживается ее одноклассница Мацури Сайгуса (она живет при храме и в богах разбирается, как никто другой). Главное, говорит Мацури, теперь выяснить, какая именно богиня Юрия. А пока она будет с этим определяться, нужно, не мешкая, заняться исполнением просьб верующих. Еще следует оградить родной город от всяческих напастей – этим ведь все местечковые боги занимаются, верно?.. Словом, дел невпроворот, и на учебу времени почти не остается. © Анастасия Розанова, World Art - Какой веселенький ситец! - воскликнула во всех отношениях приятная дама.
- Да, очень веселенький. […] Это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки... Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете.
- Милая, это пёстро.
- Ах, нет, не пёстро.
- Ах, пёстро!
(«Мертвые души», Н.В. Гоголь)
Вот и я хочу продолжить дискуссию: пёстро или всё-таки не пёстро. Ибо глазок и лапок в «Богине-школьнице» в избытке (строго говоря, трудно представить себе образчик жанра «сёдзё», где глазок было бы мало; однако «Богиня…» на то и богиня, чтобы бить всяческие рекорды). Но – что за прелесть все эти глазки и все эти лапки, и до чего они украшают сюжетную ткань!..
В самом обыкновенном провинциальном городке есть самая обычная средняя школа. В этой обычной средней школе учится (тоже вполне себе обычно и средне) самая заурядная девочка Юрия Хитоцубаси. А потом она становится богиней.
Ничего себе завязочка?! Причем всё это подается так просто, так искренне, что не приходится себя настраивать: «сейчас будет чудо, потому что жанр такой». Никакой «волшебной призмы», никаких жезлов, прости Господи, и «смокинго-масков». Импровизированный магический клич «Ка-Ми-Тю!» нужен, судя по всему, только самой Юрии для моральной поддержки.
Серии нанизаны на божественные полномочия Юрии, как бусины на нитку – неодинаковые бусины на свободную нитку. Потому что в «Богине...» не соблюдается схема «девочки-волшебницы на работе и дома»: нет «прохождения уровней» и обретения новых способностей, нет какого-то специального «мужания» (должна ли девочка, пусть и волшебница, «мужать»? хотя... многим же удается) или инициации. Нет даже привычного, специально предназначенного для шуток и потрясений несоответствия волшебной силы и бытовой беспомощности. Юрия – неопытный бог и неопытный человек. Всё гармонично. Удивляться не приходится. Потому в «Богине-школьнице» нет поднадоевшего: «никто не знал, а он – Бэтмен». Все всё знают, но кого это всерьез волнует? Разве премьер-министр обратится, когда инопланетяне прилетят, ну и одноклассницы помолятся о женихах, а так...
Ка-Ми-Тю! – и Юрии (и благодарным нам, т.е. – зрителям) становится видна нарядная изнанка жизни: боги, духи, призраки и всякая потусторонняя синтоистская мелочь наводняет город. Если и есть что-то более очаровательное, чем любовно прорисованные улицы маленького японского городка, то это любовно прорисованные улицы маленького городка, уснащенные фигурками городских духов. «Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете»! Не было?.. Может, и было: «Богиня-школьница» удивительно напоминает творчество Миядзаки; по настроению – самые нежные его вещи («Наш сосед Тоторо», к примеру), по обилию «прелестных страшилок» - «Унесенных призраками». Нарисована «Богиня…» с редкой ласковостью; всё в ней радует глаз: и лучезарные пейзажи, и уже упомянутые сверхъестественные силы, и герои… Кстати, ни одна из трех героинь сериала не безупречна с точки зрения «кавайного кавая»: Мицуи толстовата, Мацури несколько резка лицом, а богиня-Юрия вообще смахивает на лягушонка. И от этого они делаются еще живее и еще симпатичней.
(Здесь я перевожу сбитое восторженными вздохами дыхание и ищу, за что бы сериал покритиковать… ищу. Ищу. Ищу; не нахожу и оставляю это занятие какому-нибудь суровому комментатору).
Разумеется, «Богиня-школьница» не претендует (она вообще производит впечатление на редкость вежливой и деликатной девочки). «Богиня...» – не артхаус. Не «новое слово». Не кладезь философских подтекстов. Не «аниме не для всех». Те, кто посмотрят «Богиню...», не перейдут на качественно новый уровень осмысления бытия. И не смогут высокомерно сказать соседу: «Да что с тобой разговаривать-то?! Ты ведь «Богиню-школьницу» не смотрел!..» Чего нет, того – нет. Но они будут говорить: «Слушай, «Богиню-школьницу» не смотрел? Посмотри, а? Вроде ничего особенного, пересказать нечего; но – такая славная вещь!» Потому что «Богиня-школьница» – «это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами». Справка:Субтитры: Встроенные: Нет Внешние: Русские (*.ass)!!!Рекомендуются кодеки с поддержкой DirectVobSub!!!Особенности:- Присутствуют две звуковые дорожки: Русская (наложенный) и Японская.
""Господи, теперь у нас уже школьницы стали богинями..." - первая моя мысль, когда я узнал об этом аниме. Сразу как-то на ум пришла Верданди, недавнопросмотренная Каннаги и прочий сонм школьнобожественных околоромантических и/или сильноромантических вещей, который японцы, будучи крайне религиозной нацией, штампуют в немыслимых масштабах. "Украсть - так миллион, ээээ.... полюбить- так богиню". Все понятно - очередная ничем не выдающаяся вещь, написать о которой можно будет только то, что она есть. Я включил первую серию.
Первые секунды, первый диалог Юрие/Мицури "- Знаешь, а я - богиня... - Да ? какая ? - Ну, не знаю... Просто я проснулась и поняла, что стала богиней... - Мммм...." Ни удивления, ни священного трепета. Просто факт - теперь моя подруга - богиня. И весь фильм будет продолжаться (за единственным исключением) эта ветка - "Богиня-школьница? Ну и что тут необычного?". Японцы вообще очень потребительски относятся к богам. Они могу просить их о чем то, а боги могут ответить. А могут и не ответить. В общем - как то так. Просто живут рядом. Как соседи. А то, что некоторые из них ходят между нами - так что же тут удивительного ? Притом - ходят обычно, в среднеодетых прекрасных блондинок не превращаются, силами своими почти не пользуются, да и выглядят далеко от идеала - чуть полноватыми, неуклюжими, очень робкими и стеснительными. В общем - выглядят, как обычные школьницы. Которыми, в общем-то и являются. И это - одна из главных тем в аниме - являясь богиней-ками Юрие остается обычной школьницей, с обычными школьными проблемами, учебой, сдачей экзаменов, первой робкой любовью к парню, который претендует на роль бога забывчивости. Но параллельно с этим - это и заботы богини - на съезд богов в Изумо приезжай, нуждающимся помогай, молитвы исполняй... Много, много раз за аниме вспомнишь название книги великих Стругацких "Трудно быть богом". И правда - нелегко. И показано это с такой кристальной честностью, что остается только жалеть беднягу Юрие, которой в итоге и помолиться в трудную минут некому - не будет же бог молится богам... Не поймут-с... Сама структура аниме очень разнородна. Тут есть как сквозной сюжет - относящийся к Юрие-школьнице, и арочные сюжеты, относящиеся к Юрие-богине. Если история первой любви очень расхожа, то вот арочная составляющая милая и какая-то светлая, наполненная духом Х.Миядзаки, но без крайне мудрых 5-и летних детей и крайне молодых 300-летних стариков. Убежал бог храма - Юрие найдет! Прилетели марсиане - Юрие разберется. Старый линкор Ямато хочет навестить свой порт, где он был построен - Юрие сделает все возможное. И остается только восхищаться упорству этой маленькой богини, которая "гамбару" день ото дня, не покладая рук. Хотя, конечно, находится время и поваляться под котацу и сходить с подружками погулять. Но - все это между делом. Маленький мир маленьких богов открывается нам в этом аниме в полной мере. Никогда, ни в одном аниме (исключая Миядзаковский "Унесенные призраками") не было такой плотности богов и божков на квадратный сантиметр экрана. Но нельзя сказать, что аниме обладает каким-то динамизмом. Нет. Каждая арка тут - умиротворяющая. После просмотра каждой из них остается какое-то легкое, слегка кружащее голову послевкусие - как после хорошего французского шампанского, от которого почти невозможно опьянеть по-настоящему, но которое дарит легкость всему телу и радостный настрой. Камичу! - это, безусловно. маленький шедевр. Он проходит тихо, не бросается в глаза, не самопиарит себя какой-то вычурной рисовкой или сверхсложным сюжетом, необычными поворотами судьбы героев или ещё чем-то. Скорее он напоминает сказку на ночь, рассказанную старой доброй бабушкой - где остается время и посмеяться - но чуть-чуть, и всплакнуть - но слегка. И тем очень похожа на шедевральную "Арию". Тем ощущением безмятежности, которая дарит нам на протяжении 16 серий меленькая богиня-школьница Юрие. Ведь это и есть - маленькая сказка о маленьких богах. Которую так хорошо пересмотреть на ночь, чтобы невзгоды дня отошли в прошлое и день следующий казался интересным и удивительным. И чтобы хотелось верить - в конце-концов, что бы ни случилось, есть добрая и очень открытая Юрие. Потому - помолиться мы не помолимся, но вспомнить - вспомним. И - может быть - где то вдалеке мы услышим в ответ тихое-тихое "Ка-ми-чу!". И нам станет чуть легче." © Анастасия Розанова, 2006.01.24 (при копировании текста активная ссылка на www.world-art.ru обязательна) - Какой веселенький ситец! - воскликнула во всех отношениях приятная дама. - Да, очень веселенький. […] Это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки... Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете. - Милая, это пёстро. - Ах, нет, не пёстро. - Ах, пёстро! («Мертвые души», Н.В. Гоголь) Вот и я хочу продолжить дискуссию: пёстро или всё-таки не пёстро. Ибо глазок и лапок в «Богине-школьнице» в избытке (строго говоря, трудно представить себе образчик жанра «сёдзё», где глазок было бы мало; однако «Богиня…» на то и богиня, чтобы бить всяческие рекорды). Но – что за прелесть все эти глазки и все эти лапки, и до чего они украшают сюжетную ткань!.. В самом обыкновенном провинциальном городке есть самая обычная средняя школа. В этой обычной средней школе учится (тоже вполне себе обычно и средне) самая заурядная девочка Юрия Хитоцубаси. А потом она становится богиней. Ничего себе завязочка?! Причем всё это подается так просто, так искренне, что не приходится себя настраивать: «сейчас будет чудо, потому что жанр такой». Никакой «волшебной призмы», никаких жезлов, прости Господи, и «смокинго-масков». Импровизированный магический клич «Ка-Ми-Тю!» нужен, судя по всему, только самой Юрии для моральной поддержки. Серии нанизаны на божественные полномочия Юрии, как бусины на нитку – неодинаковые бусины на свободную нитку. Потому что в «Богине...» не соблюдается схема «девочки-волшебницы на работе и дома»: нет «прохождения уровней» и обретения новых способностей, нет какого-то специального «мужания» (должна ли девочка, пусть и волшебница, «мужать»? хотя... многим же удается) или инициации. Нет даже привычного, специально предназначенного для шуток и потрясений несоответствия волшебной силы и бытовой беспомощности. Юрия – неопытный бог и неопытный человек. Всё гармонично. Удивляться не приходится. Потому в «Богине-школьнице» нет поднадоевшего: «никто не знал, а он – Бэтмен». Все всё знают, но кого это всерьез волнует? Разве премьер-министр обратится, когда инопланетяне прилетят, ну и одноклассницы помолятся о женихах, а так... Ка-Ми-Тю! – и Юрии (и благодарным нам, т.е. – зрителям) становится видна нарядная изнанка жизни: боги, духи, призраки и всякая потусторонняя синтоистская мелочь наводняет город. Если и есть что-то более очаровательное, чем любовно прорисованные улицы маленького японского городка, то это любовно прорисованные улицы маленького городка, уснащенные фигурками городских духов. «Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете»! Не было?.. Может, и было: «Богиня-школьница» удивительно напоминает творчество Миядзаки; по настроению – самые нежные его вещи («Наш сосед Тоторо», к примеру), по обилию «прелестных страшилок» - «Унесенных призраками». Нарисована «Богиня…» с редкой ласковостью; всё в ней радует глаз: и лучезарные пейзажи, и уже упомянутые сверхъестественные силы, и герои… Кстати, ни одна из трех героинь сериала не безупречна с точки зрения «кавайного кавая»: Мицуи толстовата, Мацури несколько резка лицом, а богиня-Юрия вообще смахивает на лягушонка. И от этого они делаются еще живее и еще симпатичней. (Здесь я перевожу сбитое восторженными вздохами дыхание и ищу, за что бы сериал покритиковать… ищу. Ищу. Ищу; не нахожу и оставляю это занятие какому-нибудь суровому комментатору). Разумеется, «Богиня-школьница» не претендует (она вообще производит впечатление на редкость вежливой и деликатной девочки). «Богиня...» – не артхаус. Не «новое слово». Не кладезь философских подтекстов. Не «аниме не для всех». Те, кто посмотрят «Богиню...», не перейдут на качественно новый уровень осмысления бытия. И не смогут высокомерно сказать соседу: «Да что с тобой разговаривать-то?! Ты ведь «Богиню-школьницу» не смотрел!..» Чего нет, того – нет. Но они будут говорить: «Слушай, «Богиню-школьницу» не смотрел? Посмотри, а? Вроде ничего особенного, пересказать нечего; но – такая славная вещь!» Потому что «Богиня-школьница» – «это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами». |