Haibane Renmei [2002]灰羽連盟Альянс СерокрылыхПроизводство: Япония Жанр: драма, мистика, повседневность, фэнтезиТип: ТВ (13 эп.), 25 мин. Трансляция: c 10.10.2002 по 19.12.2002 Выпуск в 02:28 [ночной сеанс] на Fuji TV Режиссёр: Токоро Томокадзу Автор оригинала: Абэ Ёситоси Список серий для онлайн просмотра: * * если MP4 не проигрывается, попробуйте конвертировать! Краткое содержание:Когда юная Рекка просыпается ото сна, она оказывается в кругу девочек с красивыми пепельными крыльями за спиной. Так Рекка становится членом Альянса Серокрылых, сообщества, защищающего обнесённый высокими стенами город Гури. Почему она стала Серокрылой? Кто такие Серокрылые? По мере того, как девочка проводит дни в безмятежном городе Гури, тайны её новых друзей начинают раскрываться... © World Art Субтитры: Встроенные: Нет Внешние: Русские (*.ass)Особенности:- Присутствуют две звуковые дорожки: Русская (наложенный) и Японская.
"С одной стороны, Haibane Renmei – действительно самое неяпонское аниме из просмотренного. В первую очередь это касается обращения к западному понятию греха - совершенно нехарактерному для японской культуры, не знающей нравственных абсолютов. С другой - цель, преследуемая авторами (как я ее воспринял) вполне «японская». Показать преодоление ограничений, накладываемых на человека христианской моралью. Показать, что все в руках человека. Подобное было сделано в Tenshi Kinryoku, но там «объектом атаки» была абсолютность морали, утверждаемая христианством, отношения между земным и небесным мирами. В "Пепельнокрылых" вопрос затронут более глубоко – показано мироощущение человека, пойманного в «кольцо грехов», замкнувшегося на ощущении Вины. Как хотелось бы обратиться к всемогущему существу, признать свою ничтожность перед ним, вымолить прощение… Но Бога нет. И прощение нужно не вымолить, а заслужить. Повернувшись лицом к окружающим тебя, ощутив свою связь с ними. Приняв этот мир как часть себя. Идеалы искренности, открытости – в этом отношении HR вполне традиционен…
После "Пепельнокрылых" заинтересовался концепцией чистилища в христианстве. Выяснил, что католические представления связывают с чистилищем атрибуты, которые мы привыкли относить к аду – огонь, боль, мучения, призванные нести искупление грешной душе… Правда, я так и не смог ответить для себя на вопрос – как боль может принести искупление?
И чистилище, как оно показано в "Пепельнокрылых". Человек теряет воспоминания о своем грехе и искупает его, просто живя в мире с другими, пока не наполнится чаша его сердца (слова Куу) счастьем других. Таков путь большинства Пепельнокрылых – искупать грех, не зная о нем. Но не всех... Есть грехи, для искупления которых необходимо осознание (я так понимаю, один их них - это самоубийство). И тогда судьба ставит Пепельнокрылого в те же обстоятельства, что и в первый раз. Замыкая его в Кольцо грехов. Вместо светлой жизни в неведении - смутное чувство непоправимого. И в конце - повторение, проблеск страшного воспоминания. Такова судьба Ракки и Реки…
Не знать о грехе, но мучиться от существования чего-то страшного и непонятного – это путь Ракки. Ощущение, что она не такая, как другие, перерастающее в уверенность, когда чернеют ее пепельные крылья – как знак обреченности. Но Ракка смогла преодолеть его. Ее ответ уникален! Она просто жила, открывшись миру и людям вокруг нее, обратившись к ним за поддержкой. И этот мир сам дал ей ответ на мучительный вопрос - и привел ее к спасению.
Знать о существовании греха и считать, что он абсолютен, что смыть его невозможно (Вина) - это то, из-за чего чуть не погибла Реки. Остановившись на этом, замкнувшись в себе и своих переживаниях, она до конца остается в коконе Вины. Отвергнув всех, Реки встает перед надвигающимся на нее поездом забвения. Сухие слезы на глазах. Трагическая, обреченная решимость. А внутри - отчаянная мольба о помощи, которая в последний момент смогла вырваться наружу. "Rakka... taskete!" Одним словом Реки искупила Вину - обратившись к близкому человеку в страшный момент.
Получается, подлинный грех - закрыться от мира, оттолкнуть его, замкнуться в своих комплексах и переживаниях (but it was so dark and filthy inside me - это слова Реки). Мир и другие люди в таком случае теряют свою самоценность для человека и становятся для него чем угодно: полигоном, мишенью, инструментом… А отсюда возможно все - насилие, разрушение, игра чужими жизнями (как Реки, не задумываясь, подвергала опасности других для достижения своих целей). Все это следствия.
Интересно использование христианской символики в "Пепельнокрылых". Нимб, крылья – все это со своеобразным оттенком доброй иронии…
Цвет крыльев. "Neither black nor white. The beautiful ash color". Ни белые, ни черные - пепельные. Ни грешники, ни безгрешные. Промежуточность, междумирье... Еще одно. Крылья есть, но Пепельнокрылые не способны летать. Еще не ангелы, уже не люди...
Насколько красивый символ! Чернеющие крылья Реки, когда она окончательно потеряла надежду и закрылась в себе. Ужас Ракки, со слезами выстригающей покрывающиеся черными пятнами перья. И та же Ракка, которую дети учат шевелить крылышками… И потрясающе нарисованный момент прорастания крыльев. Реки, всю ночь очищающая окровавленные перья. Кстати, в тот момент крылья были полноценными, большими, "ангельскими" - и только потом стали маленькими, как у всех Пепельнокрылых.
Крылья как символ надежды. Надежды на возрождение, обретение однажды утраченной гармонии с миром. Надежды однажды вознестись над этим миром куда-то вдаль." Существует две диаметрально противоположные точки зрения на жанровую классификацию видов искусства, в том числе аниме. Одни полагают, что любой ярлык упрощает произведение и вгоняет его в узкие рамки, другие стремятся расширить число групп и типов – потому что это помогает ориентироваться во всём существующем многообразии фильмов и сериалов.
Конечно, невозможно пересмотреть всё, да и жалко тратить время на вещь, которая однозначно «не твоя», хотя тебе её долго расхваливали. Но стоит влюбиться в то или иное аниме – и немедленно хочется спорить и доказывать, что «это больше, чем боевик» или «это сложнее, чем просто мистика».
Впрочем, ярлыки придуманы не зря – они помогают спастись от разочарования. Вам нравится действие, «экшн», интригующая завязка, взрывная кульминация и мощный финал? Вас привлекают яркие и неординарные личности, сложные и противоречивые характеры, полные страсти и энергии? Вам нужен «вечный бой» и противостояние героев, из которых каждый достоин победы? Тогда лучше не отвлекаться на «Альянс Серокрылых». Это аниме строит свою вселенную, где нет ни добра, ни зла, где нет такого понятия, как «враг», и чтобы победить, нужно бороться лишь с самим собой. Здесь нет ни чёрного, ни белого – только прекрасный пепельно-серый цвет.
Серый – это цвет обычной жизни, откуда пытаются вырваться герои не только аниме, но искусства вообще. Пренебрежение повседневностью давно признано нормой. Чем дальше от будней, тем интереснее. Однако, «Альянс Серокрылых» отважно возвращается туда, где, казалось бы, не осталось никакой поэзии.
Работа, ежедневные обязанности, возвращение домой, ужин, разговоры с близкими – просто, незамысловато, предельно спокойно. Правила, установленные для всех раз и навсегда. Попытки понять, как устроен мир вокруг. Скрываемое от всех собственное одиночество. Душевные терзания, тайные грехи, боль, которой так страшно поделиться, потому что если тебя оттолкнут, эта боль усилится во сто крат … Для того, чтобы ощутить течение этой неспешной реки, надо уметь смотреть и слушать, внимательно и терпеливо.
И в какой-то момент начинаешь понимать, насколько это близко. Возникает смутное ощущение, что тебе самому приходилось проходить через подобное – когда за один день проживаешь больше, чем за год. Когда внутри тебя, в твоих собственных мыслях и чувствах происходят столь невероятные революции и превращения, что утром следующего дня открываешь глаза другим человеком. И в итоге становится понятно, что двигаться – не всегда значит бежать, и драка – не обязательно до крови, что умереть можно, оставаясь на ногах и продолжая говорить и улыбаться… То же самое, что пережили Ракка, Реки и остальные герои «Альянса Серокрылых».
Нужно быть очень смелым экспериментатором, чтобы предложить подобное зрителю, который привык, что каждые три-четыре минуты что-нибудь да происходит. «Альянс Серокрылых» заходит на территорию авторского кино, которое тяготеет к притчевости и не стремится развлекать. В этом аниме использованы методы европейских режиссёров: не всё должно быть ясно и понятно, тайне следует оставаться тайной.
Отсюда невозможность дать однозначную трактовку «Альянсу Серкрылых» – потому что сериал построен таким образом, чтобы каждому зрителю приходилось самостоятельно находить свой собственный ответ. Это не головоломка и не лабиринт с разбросанными то тут, то там ключами и зашифрованными подсказками – только приглядись, и всё станет понятно. Напротив, мир «Альянса Серокрылых» соответствует известному выражению: «Раскрыть тайну – значит, убить её».
Крылышки и «нимбы» отсылают к католическому христианству. Правила поведения для Серокрылых ассоциируются с кастами – особенно это касается «не носить нового», «не пользоваться деньгами» и молчать. Тема греха и грязи, которой посвящена вторая часть сериала, с одной стороны, близка к кальвинизму и вообще протестантской трактовке веры, с другой, это общечеловеческие понятия «чистоты», «греховности» и «очищения». Но вряд ли создатели фильма пытались заново переписать одну из мировых религий – или объединить их все в одно.
Используя общепонятные символы и традиционные религиозные понятия, «Альянс Серокрылых» заново создаёт что-то своё, не менее сложное, чем устройство христианского Чистилища – но без ангельской иерархии и грехов, которые невозможно искупить (как грех самоубийства в христианстве).
Идея «Альянса Серокрылых» не в том, чтобы найти ответ – скорее, это почти забытое утверждение о непознаваемости бытия. Мы привыкли, что в финале всегда есть объяснение или намёк на его возможность. Между тем жизнь, в которую приходится возвращаться, лишена какой бы то ни было авторской позиции. Каждому приходится самостоятельно искать ответ или надеяться на мнение того или иного «критика».
Кто мы? Кем были раньше? Можем ли вспомнить свои настоящие имена? Можно ли вернуть тех, кто ушёл навсегда? Что там, за стеной, за которую нельзя заглянуть? Ракка, главная героиня «Альянса Серокрылых», так и не смогла найти ответы на это вопросы – но её нельзя назвать проигравшей. Она сумела прийти к решению, которое освободило её от неизвестности и непонятности окружающего мира.
Наверное, в этом непривычном финале и скрыто главное очарование «Альянса Серокрылых» – но только для этого аниме обязательно нужно придумать свой особенный жанр, чтобы уберечь от ошибки неподготовленных зрителей. Философия – слишком сложно и серьёзно. Для психологии сериал не настолько запутан. Мистика – но здесь нет практического применения для магии и волшебства, а неразгаданность «тайны» никак не влияет на жизнь героев. Трудно назвать этот сериал и драмой: ни любви, ни трагической гибели, ни предательства друга – никто не переходит на сторону врага, потому что здесь нет врагов. Отсутствие ярко выраженного действия идёт вразрез с классическим построение миров фэнтези. Притча – более близкое слово. А может быть, медитация?..
Каждый решает сам – и герои, и зрители. Никаких костылей, подсказок, шпаргалок. Ты сам должен найти то, что тебе близко – или в недоумении отвернуться, сдаваясь перед непривычной таинственностью. С этой стороны авторский замысел полностью раскрывается в финале: лучший способ понять жизнь – это продолжать жить. Какие бы бури ни прошли сквозь тебя, ты всё равно продолжаешь радоваться всему новому и надеяться на чудо. |